Разъяснение
о применении территориальных сборников (каталогов) текущих средних сметных цен на материалы
При определении сметной стоимости строительства (определении начальной (максимальной) цены контракта НМЦК) и расчетах за выполненные работы в системе государственных (муниципальных) закупок широко применяются различные Территориальные сборники (каталоги) текущих средних сметных цен (далее - Сборники).
Указанные Сборники содержат информацию о текущих ценах на строительные материалы, изделия и конструкции, монтируемое оборудование при строительстве (производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ) на соответствующих территориях - в конкретных регионах России, муниципальных образованиях, в том числе определенных в качестве районов и ценовых зон.
В случае утверждения (введения в действие) данных Сборников распорядительными документами (решениями) уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, они приобретает статус официальных источников информации и являются надлежащим обоснованием для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 6 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе
На этапах определения стоимости строительства, проверки достоверности определения сметной стоимости и при производстве расчетов за выполненные работы по государственным (муниципальным) контрактам, отсутствует необходимость дополнительной проверки и (или) подтверждения сметных цен, принятых по Сборникам, в том числе обязанность исполнителя работ (подрядчика) подтверждать первичной документацией фактическую стоимость материалов, изделий и конструкций в Актах выполненных работ по форме
Исключением является несогласованная в процессе исполнения государственного (муниципального) контракта замена исполнителем работ (подрядчиком) материалов, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых определены технической документацией и сметой, при сохранении установленной цены контракта, а также в случае, когда в процессе приемки выполненных работ или контрольной проверки, будет установлено фактическое применение (укладка в дело, установка в проектное положение) отличных от проектных решений и сметы материалов, в том числе и согласованных заказчиком в установленном порядке, и приобретенных по более низкой цене, но предъявляемых к оплате по ценам материалов, изначально предусмотренных в смете без соразмерного уменьшения цены контракта (размера платежа по контракту).
Также отмечаем, что замена подрядчиком подлежащих применению строительных материалов, если их конкретные технические характеристики установлены контрактом (проектно-сметной документацией) по своему усмотрению в одностороннем порядке неправомерна и противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а оплата их заказчиком - принципам эффективного использования бюджетных средств и может квалифицироваться как "неправомерное использование бюджетных средств" в нарушение требований ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Президент Союза
П.В. Горячкин