Дополнительная оплата затрат по осуществлению авторского надзора

В соответствии с п. 4.91 Методики определения сметной стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) лимит затрат на проведение авторского надзора предусматривает в главе 12 сводного сметного расчета стоимости строительства в размере до 0,2% от итога глав 1-9. В указанном размере затрат не учитывается стоимость проезда на стройку и обратно работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор.
Просим дать разъяснения за счет каких средств, каких глав утвержденной сметной документации, прошедшей экспертизу о проверке достоверности определения сметной стоимости, возможна дополнительная оплата затрат по осуществлению авторского надзора, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства.
Ответ
Необходимость осуществления Авторского надзора устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно Письму Минфина РФ от 23.05.1994 № 66 "О Методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов", включаются "В статью "Расходы на командировки" на командировки производственного персонала, занятого выполнением проектных и изыскательских работ, в том числе:
- для выполнения проектно-изыскательских работ силами выездных бригад на местах строительства, осуществления авторского надзора за строительством, а также участия в приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством.
Согласно Разделу 3.3 "Виды расходов" Приказа Минфина России от 21.12.2012 № 171 н (с изм. от 09.08.2013) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и Разделу 5 "Виды расходов" Приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", "Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, в том числе по целевым программам расходов бюджетов.
Перечень и коды видов расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета".
Требованиями утвержденной структуры видов расходов являются, в том числе:... оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Возмещение затрат на командировочные расходы регламентируется порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 (см. пп. 1, 3). Согласно п. 2 и 3, указанного Постановления, "Возмещение расходов в размерах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, производится организациями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание".
Согласно руководящей, в области сметного ценообразования в строительстве, МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ" далее МДС 81-35.2004), лимит средств, на проведение Авторского надзора, установленного Статьей 53 "Строительный контроль" Градостроительного Кодекса РФ и Статьей 8 "Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта" Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, предусматривается в Главе 12 "Проектные и изыскательские работы" Сводного сметного расчета стоимости строительства в размере до 0,2% от итога глав 1-9 (графы 7 и 8). 
В соответствии с вышеуказанными законодательными Актами РФ, обязательное проведение Авторского надзора предусмотрено, только, при строительстве, реконструкции, расширении, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, "уникальных" и объектов культурного наследия, а также гидротехнических объектов.
Расчеты за указанные работы осуществляются согласно смете затрат на осуществление Авторского надзора, составленной по форме № 3п (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством). При этом размер затрат на проведение Авторского надзора не должен превышать лимита, предусмотренного в Сводном сметном расчете стоимости строительства.
В указанном размере затрат не учитывается стоимость проезда на стройку и обратно работников проектных организаций, осуществляющих Авторский надзор. Согласно разъяснениям Минрегиона РФ, от 27 февраля 2009 г. № 5234-СМ/08 и от 7 апреля 2010 г. № 13136- ИП/08 "Затраты по оплате проезда работников проектных организаций, осуществляющих Авторский надзор, предусматриваются, дополнительно, в составе Договорной цены на проведение Авторского надзора за строительством, по согласованию с Заказчиком".
Необходимость проведения Авторского надзора, в иных случаях, определяется Заказчиком строительства, в каждом случае отдельно и указывается в задании на проектирование. При этом, средства направленные на осуществление "Авторского надзора" рассчитываются по форме № Зп и включаются в смету на содержание Заказчика с отнесением затрат к Главе 10 "Содержание службы заказчика-застройщика. Строительный контроль". Сводного сметного расчета, о чем разъясняется в письме Минрегиона РФ от 04.02.2011 № 2317-ИП/08.
Итак, сметная документация, получившая Положительное заключение экспертного учреждения, должна содержать, в соответствующих Главах Сводного сметного расчета на строительство, финансовые средства, предназначенные для компенсации затрат по Авторскому надзору, в том числе:
- в Главе 12 "Проектно-изыскательские работы" по обязательному Авторскому надзору, в соответствии с требованиями действующих законодательных Актов РФ;
- в Главе 10 "Содержание службы заказчика-застройщика. Строительный контроль" по привлечению Авторского надзора за строительством, по решению Заказчика.
К сожалению, в запросе не указываются данные о статусе Авторского надзора (обязательный или по решению Заказчика) и о стадии взаимоотношений сторон.
В связи этим уточняю следующее.
1. Если стадия обоснования "начальной" (максимальной) цены, тогда Заказчик может обратиться:
- в экспертное учреждение, выдавшее положительное Заключение о достоверности сметной стоимости, за разъяснениями и возможностью устранения ошибок в Положительном Заключении, а также, в соответствующих Главах Сводного сметного расчета; 
- на основании исправленного Положительного Заключения, в адрес Инвестора (Главного распорядителя бюджетных средств) ходатайством о выделении дополнительных финансовых средств, для компенсации затрат по Авторскому надзору.
2. Если стадия исполнения заключенных контрактов, тогда, Заказчик может использовать собственные средства (оставленные в распоряжении Заказчика) Статьи "Непредвиденные работы и затраты" Сводного сметного расчета, для компенсации затрат по Авторскому надзору, в том числе: по Главе 10 "Содержание службы заказчика-застройщика. Строительный контроль" и Главе 12 "Проектно-изыскательские работы".
Необходимо отметить, что Договорная (Твердая) цена, ка выполнение строительно-монтажных работ Подрядной организацией, также, содержит Статью "Непредвиденные работы и затраты", при этом, указанные финансовые средства используются по условиям заключенного Договора подряда.
Обращаю Ваше внимание на изменения внесенные МДС 81-35.2004.
Согласно Письма "Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству" Минрегиона РФ от 23.10.2012 г. № 910-СГ/005/ГС, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220 внесены изменения в "Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)", утвержденную Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика), в том числе, в пункт 4,96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
Согласно указанным изменениям. "В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенные для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте".
Сметные нормативы установлены для определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых планируется осуществить с привлечением средств федерального бюджета.
Вопросы, касающиеся применения данных нормативов для определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых планируется осуществить без привлечения средств федерального бюджета, являются полномочиями соответствующего распорядителя средств.
Способ отражения в актах приемки работ, выполненных за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, устанавливается договором строительного подряда.
Источник:  Вестник ценообразования и сметного нормирования № 2 (179)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~fdC8V
Оцените