Госэкспертиза примененных расценок

Госэкспертиза примененных расценок

Просим дать разъяснения по вопросу проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства и о порядке проведения государственной экспертизы: в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 при проведении государственной экспертизы проектной документации, включая смету на строительство, требуется ли в заключение государственной экспертизы включать подраздел "описание сметы на строительство" и подраздел "выводы в отношении сметы на строительство", утвержденные Приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188; Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, регламентирует порядок проведения проверки сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем государственная экспертиза проектной документации проводится в отношении объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим просим разъяснить порядок проверки сметной стоимости объектов капитального ремонта, в том числе в отношении которых государственная экспертиза не проводится; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 касается объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Как быть в отношении объектов, финансирование которых осуществляется привлеченными или внебюджетными средствами?

Одновременно просим дать разъяснения по вопросу применения действующих нормативных документов в области ценообразования и сметного нормирования с учетом нововведений: с какими нормативными базами необходимо работать при составлении и проверке смет объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением бюджетных, внебюджетных и привлеченных инвестиций?

Какими приказами базы утверждены и введены в действие: при отсутствии в нормативной базе расценок на новые технологии в строительстве какими справочниками, сборниками можно пользоваться дополнительно; при разработке новой расценки кто должен оплачивать стоимость разработанной расценки - "Заказчик" или "Подрядчик" - и по какой статье затрат; при отсутствии расценок в ТЕР можно ли одновременно применять расценки из ФЕР; при отсутствии ТЕР какими поправочными коэффициентами необходимо пользоваться для приведения единичных расценок к местным условиям; при отсутствии материалов, изделий и конструкций (в т.ч. импортных и отечественных) в сборниках средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, сборниках ГЭСН возможно ли их стоимость учитывать по среднерыночным ценам (прайс-листам) и при каком условии?

А.И.Чугунов, Москва

Ответ Журнал № 8, 2011, "Нормирование и оплата труда в строительстве"

В соответствии с пп. "и" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление № 145) до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее - Постановление № 427) оценка соответствия сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, нормативам в области сметного нормирования и ценообразования проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации соответствующего объекта капитального строительства органами (государственными учреждениями), осуществляющими эту экспертизу, и в заключении государственной экспертизы отражаются результаты проведения оценки.

При этом, если государственная экспертиза проектной документации производится не ФГУ "Главгосэкспертиза", в соответствии с пп. "е" п. 8 Постановления № 427 для проведения проверки сметной стоимости на достоверность должно быть представлено положительное заключение государственной экспертизы, которое в том числе должно содержать заключение по проверке сметной стоимости.

В соответствии с Постановлением № 427 объекты капитального ремонта подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Оценка соответствия сметной стоимости объекта капитального ремонта, финансируемого полностью или частично за счет средств федерального бюджета, нормативам в области сметного нормирования и ценообразования проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации капитального ремонта.

В случае если в соответствии с действующим законодательством проектно-сметная документация на капитальный ремонт объектов не нуждается в государственной экспертизе (не требуется разработка проектной документации), заказчик капитального ремонта самостоятельно или с привлечением уполномоченной организации выполняет проверку сметной стоимости указанного объекта капитального ремонта.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством определение начальной (максимальной) цены торгов осуществляется заказчиком.

Действие Постановления № 427 распространяется на объекты капитального строительства, финансирование которых производится с привлечением средств федерального бюджета. По объектам, финансирование которых осуществляется с привлечением внебюджетных средств, проверка достоверности определения сметной стоимости необязательна.

В соответствии со ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе указываются метод составления сметной документации и вид используемой сметно-нормативной базы); при этом подрядчик должен соблюдать требования, содержащиеся в задании на проектирование, и вправе отступать от них только с согласия заказчика. Учитывая изложенное, решение о выборе сметно-нормативной базы, применяемой для составления сметной документации, находится в компетенции заказчика.

Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный реестр размещен на официальном сайте Минрегиона России.

При этом начальную (максимальную) цену конкурса (аукциона) по объектам, финансируемым с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется определять базисно-индексным способом с применением сметно-нормативной базы, введенной в действие установленным порядком, и индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных средневзвешенных (в целом по Российской Федерации) индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).

При этом взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (признана Письмом Минюста России от 10.03.2004 № 07/2699-ЮД документом, не нуждающимся в государственной регистрации), в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусмотренным в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок.

Кроме того, в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2008 г. № 44 (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2008 г., регистрационный № 11661), разработка проектов индивидуальных сметных нормативов осуществляется любыми заинтересованными организациями или физическими лицами за свой счет. Разработанный индивидуальный сметный норматив представляется на рассмотрение в Минрегион России и при положительном результате рассмотрения утверждается приказом министра.

До утверждения федерального сборника сметных цен на оборудование, применяемое в строительстве, оценку достоверности сметной стоимости оборудования, принятого при разработке сметной документации, а также стоимость материалов, изделий и конструкций, отсутствующих в сборнике государственных сметных нормативов "Федеральные сметные нормативы на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве", следует определять в текущем уровне цен на основании информации о текущей стоимости применяемого оборудования, материалов, изделий и конструкций, представленной проектировщиком и согласованной с заказчиком.

При этом государственной экспертизой должен осуществляться сопоставимый анализ представленной стоимости оборудования, материалов, изделий и конструкций со стоимостью, сообщаемой производителем (поставщиком).

Е.Ермолаев

Руководитель Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов

Статья "Смета на строительство дома" - основные этапы строительства частного дома и составление сметы, учитывая каждый этап.Скачать готовую смету.
Источник:  Журнал № 8, 2011, "Нормирование и оплата труда в строительстве"
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~Ypvqf
VkOkYaMm
3.3
1