Просим Вас предоставить информацию по определению стоимости (отпускной, сметной) асфальтогранулята, получаемого от срезки поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования.
Ответ
Согласно ч. 3 Раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" и ч. 5 Раздела III "Классификация работ по ремонту автомобильных дорог" Приказа Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 (ред. от 25.11.2014) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 № 28505), проектирование конструктивных решений по капитальному ремонту (ремонте) дорожных одежд производится с принятием решения по повторному использованию материалов старого покрытия.
Согласно п. 1 Примечания к Таблице Б.1 ОДМ 218.2.022-2012 "Методические рекомендации на повторное использование асфальтобетона при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог", "Зерновой состав минеральной части "асфальтогранулята" определяется в соответствии с ГОСТ 12801-98".
Согласно п. 9 Раздела 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта" "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008), "включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта, должен содержать документы и сведения, указанные в пункте 24 ...".
Согласно указанному пункту (п. 24 Положения), Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" проектной документации выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства и должен содержать, в том числе:
а) основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
б) перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);
в) перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;
д) описание и обоснование принятого метода сноса (демонтажа);
и) описание и обоснование решений по безопасным методам ведения работ по сносу (демонтажу);
л) описание решений по вывозу и утилизации отходов;
п) план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта ... с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования;
с) технологические карты-схемы последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования".
Из вышеизложенного следует, что в Техническом задании на проектирование работ по реконструкции и капитальному ремонту (ремонт) автомобильных дорог, Заказчиком устанавливаются требования по повторному использованию материалов старого покрытия конструкции дорожной одежды, а также, указываются места временного складирования разбираемых материалов (имущества Заказчика).
В связи с этим, руководящими Методическими документами по определению сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта, ремонта) предусмотрена методика учета сметной стоимости демонтируемых (сносимых) конструкций (сооружений).
В запрашиваемом случае, к указанной категории относится "асфальтогранулят", полученный после фрезерования существующего покрытия дорожной одежды.
При этом, объем полученного материала, повторное применение, места складирования, порядок передачи материала Заказчика устанавливается в утвержденном проектном решении.
Согласно п. 4.12 руководящей, в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ" (далее МДС 81.35-2004), "В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений). Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования".
Согласно п.п. 4.99 МДС 81-35.2004 , "Возвратные суммы, учитывают стоимость, в том числе:
- от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки
временных зданий и сооружений , определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования; - материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету.
Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика (на складе временного хранения, указанном в Техническом задании Заказчика и в проектном решении, согласно ПОС).
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах)".
В случае, если в проектном решении предусматривается повторное использование полученного "асфальтогранулята" в полном объеме, тогда в сметной документации указанный материал Заказчика учитывается с нулевой стоимостью.
В случае, если полученный "асфальтогранулят" в строительстве не используется (не полностью используется), тогда указанный материал передается Заказчику в установленном порядке, по Акту, в том числе:
- либо для временного хранения;
- либо для реализации;
- либо для применения на других объектах.
В этом случае Заказчик оплачивает Подрядчику транспортные затраты по расчету.