Мы проектируем строительство объекта, расположенного в 110 км от областного центра, откуда и будут завозиться материалы для стройки. Стройка финансируется из федерального бюджета, смета считается по ФЕР.
Читали разъяснения Главгосэкспертизы о том, что при перевозке материалов на расстояние свыше 30 км нужно учитывать дополнительные затраты по их перевозке.
Возник спор, как именно нужно учитывать эти дополнительные затраты. Есть мнение, что раз в стоимости материалов учтены затраты по перевозке на 30 км, то нужно просто добавить по ФССЦпг дополнительно затраты на перевозку на расстояние 110 - 30 = 80 км.
Ответ
Вопрос достаточно серьезный и он может касаться значительных расходов на перевозку материалов.
Главгосэкспертиза уже давала свои разъяснения на подобные вопросы, например, в письме от 25.10.2019 № 01-01-15/15626-НБ:
«В соответствии с Общими положениями к сборникам федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2016 №
Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации по месту расположения объекта строительства производится на основании транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 №
Таким образом, Главгосэкспертиза констатирует факт необходимости учета дополнительных затрат при перевозке грузов на расстояние свыше 30 км, но не сообщает, а как же их следует посчитать. Нет ответа на заданный вопрос и в п. 11 приложения к письму Главгосэкспертизы от 08.07.2020 № 20-02-6/9299-СЛ:
«затраты по доставке материалов в границах территории субъекта Российской Федерации на расстояние, превышающее 30 км, могут быть дополнительно учтены в сметной документации на основании описания транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 876/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства».
Приказом от 4 августа 2020 года №
«63. При соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости. Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.».
Как и в письмах Главгосэкспертизы, в Методике приводится общая информация, и нет четкого ответа о порядке учета дополнительных затрат на перевозку грузов.
Если рассмотреть сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом, приведенные в таблице 03-01, раздела 3. Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом из ФССЦпг (приложение № 121 к приказу Минстроя от 26.12.2019 № 876/пр, выдержка из которого приведена ниже), то видно, что стоимость перевозки 1 т груза изменяется непропорционально изменению расстояния. Такое соотношение приводит к тому, что стоимость перевозки 1 т на расстояние 110 км (на примере 1 класса груза), равное 40,18 руб., будет ниже, чем сумма перевозок 1 т груза на расстояние 30 км и 80 км, равная 18,16 + 31,92 = 50,08 руб.
«Раздел 3. Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом
Таблица 03-01 Перевозка бетонных, железобетонных изделий, стеновых и перегородочных материалов (кирпич, блоки, камни, плиты и панели), лесоматериалов круглых и пиломатериалов бортовым автомобилем, грузоподъемностью 15 т
Измеритель: 1 т груза
Расширение кода | Расстояние перевозки | Код | |||
03-01-01 | 03-01-02 | 03-01-03 | 03-01-04 | ||
I класс груза | II класс груза | III класс груза | IV класс груза | ||
Сметная цена, руб. | |||||
Перевозка грузов автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние: | |||||
-030 | до 30 км | 18,16 | 21,37 | 30,07 | 40,33 |
-080 | до 80 км | 31,92 | 37,55 | 52,71 | 70,87 |
-110 | до 110 км | 40,18 | 47,26 | 66,39 | 89,27 |
Следовательно, если необходимо осуществить перевозку 1 т материалов на расстояние 110 км, то затраты на перевозку должны быть оплачены по сметной цене на перевозку 1 т груза именно на 110 км, то есть по цене 40,18 руб. за 1 т. Учитывая, что в сметной стоимости материалов уже учтены затраты на их перевозку на расстояние до 30 км, в смете нужно учесть разницу между стоимостью перевозки 1 т материалов на 110 км и 30 км, т.е. 40,18 - 18,16 = 22,02 руб.
В настоящий момент разработчики сметных программ подали в Главгосэкспертизу свои замечания к Методике, утвержденной приказом № 421. Есть там и предложение о порядке расчета дополнительных затрат на перевозку материалов сверх учтенных сметными ценами на материалы расстояния в 30 км. Главгосэспертиза, рассмотрев это предложение, сообщила о том, что в пункт 63 Методики (или в Методику формирования затрат на транспортировку грузов для строительства) будет внесено уточнение:
Изложить пункт 63 Методики в следующей редакции:
«63. При соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.
Затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние определяются как разница между показателями (по позициям цен) перевозки грузов на 1 т массы перевозимого груза с учетом объема для расстояния, указанного в проектной и (или) иной технической документации и расстояния, учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.
Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку. Дополнительные затраты на перевозку материальных ресурсов в локальных расчетах (сметах) относятся к сметной стоимости материалов. Дополнительные затраты на перевозку оборудования в локальных расчетах (сметах) включаются в сметную стоимость оборудования.».
От редакции:
23 декабря 2020 г. Минстрой выпустил для широкого обсуждения проект «Изменений, которые вносятся в Методику определения сметной стоимости, утвержденную приказом № 421:
12. Пункт 63 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
«Затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние определяются как разница между показателями (по позициям цен) перевозки грузов на 1 т массы перевозимого груза с учетом объема для расстояния, указанного в проектной и (или) иной технической документации и расстояния, учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.».
Кроме того, в проекте «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», вынесенной Минстроем 4.12.2020 для общего обсуждения, вопрос учета дополнительных затрат по перевозке материалов на расстояние свыше 30 км, отражен достаточно подробно:
«24. Транспортны затраты в составе сметных норм, опубликованных в ФГИС ЦС, приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 км с учетом массы брутто в пределах ценовой зоны.
32. Затраты на перевозку автомобильным транспортом на расстояние свыше 30 км и дополнительные транспортные затраты при осуществлении перевозки грузов для строительств двумя и более видами транспорта определяются с использованием цен услуг на перевозку грузов для строительства в текущем уровне цен, опубликованных в ФГИС ЦС, с учетом положений глав V-VIII Методики.
46. Затраты на перевозку автомобильным транспортом на расстояние свыше 30 км (ЦАВТ), учтенного сметными нормами материальных ресурсов и оборудования, опубликованных в ФГИС ЦС, определяются как разница между показателями стоимости перевозки на требуемое расстояние и 30 км, в соответствии с формулой (8):
ЦАВТ = ЦУРАССТ – ЦУ30 км (8)
где:
ЦУРАССТ – цена услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на требуемое расстояние, размещенная в ФГИС ЦС, руб./т;
ЦУ30 км – цена услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на 30 км, учтенная в ФГИС ЦС, руб./т.».
Дополнительно сообщаем, что разница в показателях стоимости перевозки на учтенное проектом расстояние и учтенной в стоимости материалов перевозки на 30 км (по приведенному выше примеру) определяется при базисно-индексном методе расчета. При ресурсном методе осуществляется прямой расчет транспортных затрат на учтенное проектом расстояние от предприятия-изготовителя до объекта строительства.
При использовании в соответствии с ПОС перевалочных баз, затраты на перевозку материалов считаются отдельно на перевозку от места приобретения материалов до перевалочной базы, например, на 70 км, и отдельно на перевозку от перевалочной базы до приобъектного склада (строительной площадки), например на 5 км.