Подрядная организация строит промышленный объект в Ленинградской области.
Имеем ли мы право требовать применения коэффициента К = 1,4 к расценкам на земляные работы, так как на месте строительства объекта во время войны велись боевые действия?
Ответ
Из пункта 4.85
«4.8. При ведении земляных работ на территории, отведенной под строительство в местах, относимых в установленном порядке к районам бывших военных действий, к расценкам на разработку грунта на глубину до 2-х метров экскаваторами или бульдозерами, а также на корчевку пней рекомендуется применять коэффициент 1,4.».
По дополнительно полученной информации установлено, что согласно данным райвоенкомата в районе строительства объекта во время Великой Отечественной войны в 194М943 годах проходили боевые действия, что предполагало возможное наличие в грунте взрывоопасных предметов. В период проектирования, по указанию Заказчика, в 1 главу Сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» проектировщиками были включены затраты по проверке территории строительства на наличие взрывоопасных предметов. Экспертиза согласилась с доводами Заказчика и указанные затраты в смете были учтены. В дальнейшем Заказчик привлек к проверке территории строительства сотрудников МЧС России, проверка была проведена, взрывоопасных предметов обнаружено не было.
В сложившихся обстоятельствах Заказчик имеет полное право отказать Подрядчику в применении коэффициента К = 1,4 к расценкам на земляные работы согласно пункту 4.8
Дополнительно сообщаем, что в тех регионах, где проходили боевые действия, местные администрации определяют порядок строительства объектов и устанавливают требования к подготовительным работам. Например, в Санкт-Петербурге выпущено постановление Правительства от 30.12.2005 № 2061 (с изменениями на 29.03.2018) «О порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Санкт-Петербурга», в пункте 4 которого предусмотрены подготовительные мероприятия по поиску взрывоопасных предметов:
«4. Предложить организациям, осуществляющим строительство на территории Санкт-Петербурга, для обеспечения безопасности строительных работ при реконструкции и новом строительстве в обязательном порядке включать в подготовительные работы мероприятия по поиску, обнаружению и обезвреживанию ВОП с составлением соответствующего акта.».
Требования о необходимости проверки территории строительства на наличие взрывоопасных предметов приведены в пункте 6.5.6 раздела 6. Исходные данные для подготовки проектной документации «Руководства по проектной подготовке капитального строительства в Санкт- Петербурге» РДМ 11-22-2013 Санкт-Петербург:
«6.5.6 Исходные данные и требования для разработки ИТМ ГО и ЧС, в том числе информацию о состоянии потенциальной опасности намечаемого района строительства, заключение о режимах использования земельного участка в зоне существующих объектов ГО, а также требования о необходимости проверки и очистки местности от взрывоопасных предметов предоставляет ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
Срок подготовки указанных материалов - не более 30 дней.
Указанные исходные данные и требования предоставляются в установленном порядке при наличии утвержденного задания на подготовку проектной документации с учетом положений СП 11-107.
Проверка и очистка местности от взрывоопасных предметов, а также подготовка и утверждение соответствующего акта, осуществляется специализированной организацией по заявлению застройщика (технического заказчика) в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт- Петербурга “О порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Санкт-Петербурга”.».
Стоимость работ по очистке территории строительства от взрывоопасных предметов рекомендуется определять по «Методике определения стоимости работ по очистке местности от взрывоопасных предметов в сфере градостроительной деятельности», утвержденной приказом Минрегиона от 2 июля 2010 г. №317.