Круглогодичное применение зимнего удорожания

Круглогодичное применение зимнего удорожания

Подрядная организация заключает с Заказчиком договоры подряда на выполнение строительно-монтажных работ и работ по демонтажу объектов. Финансирование осуществляется за счет собственных средств Заказчика. Работы выполняются на разных объектах Заказчика круглогодично (в том числе и в летний период) по разным договорам. Затраты на зимнее удорожание компенсируются Заказчиком круглогодично в размере 5,4 % в соответствии с разделом I ГСН 81-05-02-2007. В результате внутренней аудиторской проверки от Заказчика поступили следующие требования:

1.  По заключенным договорам, по которым производство работ, согласно договорным условиям, осуществлялось только в летнее время (с 25 апреля по 10 октября для Иркутской области, V температурная зона) исключить и вернуть ранее уплаченное зимнее удорожание. По вновь заключаемым договорам, даже при наличии в оферте Подрядчика зимнего удорожания исключать данные затраты. В своем решении Заказчик ссылается на п. 3 Раздела I ГСН 81-05-02-2007:

«Нормы настоящего Раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство. Исключение составляют объекты, строительство которых заказчиком предусматривается осуществить только в летний период. В этом случае нормы настоящего Раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются».

Считаем, что данное требование об исключении применения среднегодовых норм раздела I на летний период, имеет место, когда работы имеют разовый характер (т.е. заключается один договор в летний период, и в дальнейшем подрядная организация не работает на объектах Заказчика). Так как наша подрядная организация постоянно выполняет строительно-монтажные и демонтажные работы для данного Заказчика, то считаем, что исключение среднегодовой нормы зимнего удорожания из отдельных договоров не обосновано, так как по другим объектам компенсация затрат производится не по видам работ, а по средней норме затрат на зимнее удорожание.

2. Договоры по объектам демонтажа двух видов:

2.1. Договоры на объекты демонтажа (снос промышленных и административных зданий), входящих в главу 1 ССР т.е. демонтаж входит в состав стройки для освобождения территории под возведение новых зданий и сооружений.

2.2. Договоры на объекты демонтажа (снос промышленных и административных зданий), входящих в главы 2-7 ССР, т.е. целью демонтажа является освобождение территории без нового строительства.

Ко второму типу договоров к нормам на зимнее удорожание Заказчик требует дополнительно применять к норме среднегодовых затрат 5,4 % понижающий коэффициент 0,8. В своем решении Заказчик ссылается на п. 8 Общих положений ГСН 81-05-02-2007:

«Дополнительные затраты при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время определяются:

  • на объектах промышленного строительства (за исключением производственных объектов, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство) - по нормам Раздела I (табл. 4) и Раздела II (табл. 5) с применением к ним коэффициента 0,8;
  • при капитальном ремонте жилых, общественных зданий, а также производственных зданий и сооружений, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство, - по Сборнику сметных норм ГСНр 81-05-02-2001».

Считаем, что данное требование о применении понижающего коэффициента необоснованным, так как работы по сносу (демонтажу) объектов не могут приравниваться к ремонтно-строительным работам, а больше соответствуют строительно-монтажным работам и соответственно нормативы на зимнее удорожание должны применять как для нового строительства и реконструкции. (В Сводных сметных расчётах, когда необходимо демонтировать объекты для освобождения площадки под новые объекты, применяется одно значение норматива на зимнее удорожание как для главы 1, так и для глав 2-8 Сводного сметного расчета).

Просим помочь в решении перечисленных выше вопросов, а именно:

1.  Правомерность исключения Заказчиком среднегодового норматива на зимнее удорожание по объектам, строительство которых ведется только в летний период, без учета того что подрядная организация работает на других объектах Заказчика по другим договорам, исполняемым только в зимний период.

2.   Правомерность применения понижающего индекса 0,8 к среднегодовому нормативу на зимнее удорожание на договора по демонтажу (сносу) объектов, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств Заказчика?

Ответ

Дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимнее время определяются по нормам «Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» ГСН 81-05-02-2007.

Согласно п. 3 Технической части Раздела I. Сметные нормы по видам строительства ГСН-81-05-02-2007:

«Нормы настоящего Раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.

Исключение составляют объекты, строительство которых Заказчиком предусматривается осуществить только в летний период. В этом случае нормы настоящего Раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются».

В Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-84) и в «Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» ГСН 81-05-02-2001 такого абзаца не было. Включение последнего абзаца в п. 3. Технической части Раздела I. Сметные нормы по видам строительства ГСН-81-05-02-2007   привело к многочисленным разногласиям между Заказчиками и Подрядчиками о порядке применения нормативов зимних удорожаний при определении стоимости строительно-монтажных работ. Приведенная в п. 3 Технической части Раздела I ГСН-81-05-02-2007 трактовка позволяет Заказчикам при выполнении Подрядчиком строительно-монтажных работ только в летний период не применять в расчетах за выполненные работы среднегодовые нормативы зимних удорожаний, а при выполнении работ в зимний период - применять в расчетах за выполненные работы среднегодовые нормативы зимних удорожаний.

Для исключения разногласий п. 3 Технической части Раздела I. Сметные нормы по видам строительства ГСН-81-05-02-2007 нужно было бы дополнить следующим текстом:

«При выполнении строительно-монтажных работ только в зимний период составление сметной документации и расчеты за выполненные строительно-монтажные работы осуществлять с применением норм раздела II. Сметные нормы по конструкциям и видам работ».

В случае, когда подрядная организация работает по разным договорам на объектах Заказчика круглогодично, рекомендуем для упрощения определения стоимости работ и в расчетах за выполненные работы применять среднегодовые нормы Раздела I. Сметные нормы по видам строительства. Учитывая, что данный вопрос относится к компетенции Заказчика, рекомендуем подрядной организации обратиться к Заказчику с просьбой подготовить и утвердить «Методические рекомендации определения стоимости строительно-монтажных работ на объектах Заказчика», в которых отразить следующие вопросы ценообразования:

  • метод определения стоимости (ресурсный, базисно-индексный....);
  • применяемая сметно-нормативная база (ГЭСН, ФЕР, ТЕР....);
  • размеры накладных расходов и сметной прибыли (или ссылка на документ, по которому следует применять эти нормативы, а также применять или не применять понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли);
  • индексы, по которым осуществляется переход к текущему уровню цен (по видам работ, по общему индексу на СМР ...);
  • применение лимитированных затрат (временные здания и сооружения, зимние удорожания). В данном пункте указать, что:
  • для организаций, выполняющих строительно-монтажные работы на объектах Заказчика постоянно, но по разным договорам (и с разными сроками начала и окончания работ), с целью упрощения расчетов принимать во всех договорах среднегодовую норму зимних удорожаний;
  • для организаций, привлекаемых к выполнению строительно-монтажных работ в отдельных случаях, нормативы зимних удорожаний при выполнении работ в летний период согласно п. 3. Технической части Раздела I. Сметные нормы по видам строительства ГСН-81-05-02-2007 не применять, а при выполнении работ в зимний период зимние удорожания определять по нормативам II раздела ГСН 81-05-02-2007

Стоимость демонтажа (разборки) конструкций зданий и сооружений согласно п. 3.3. МДС 81-36.2004 определяется по Сборнику 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений». В случае отсутствия в Сборнике необходимых расценок на демонтаж (разборку) конструкций, затраты на данные работы следует учитывать в сметной документации по соответствующим расценкам на монтаж (устройство) конструкций без учета стоимости материальных ресурсов. При этом к нормам и плате труда рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств следует применять понижающие коэффициенты по видам демонтируемых конструкций и устройств. Таким образом, работы по Демонтажу относятся к строительным, а не к ремонтно-строительным работам и нормативы зимних удорожаний при определении стоимости демонтажных работ следует применять без применения понижающего коэффициента К=0,8 по п. 8 Общих положений ГСН 81-05-02-2007.

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2016 (83)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~mB4WX
VkOkYaMm
3.38
4
Посмотрите похожие материалы