Вопрос от службы Заказчика. Строим объекты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Нет ясности о том, применять или не применять понижающие коэффициенты к накладным и прибыли из-за того, что Минюст своим письмом от 27.04.2018 № 01/57049-ЮЛ признал не подлежащим применению письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС про понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли.
Каким образом нам, как Заказчикам, исполнять это решение Минюста?
Как быть с теми объектами, что уже прошли экспертизу, но еще не были вынесены на торги?
Как оплачивать выполненные работы?
Складывается ситуация, когда Подрядчики начнут обращаться в суд с просьбой вернуть им деньги, как незаконно удержанные по построенным ранее объектам.
Ответ
В журнале «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве» № 3 за 2018 год уже приводился ответ на подобный вопрос.
За прошедшее время в Санкт-Петербурге произошли следующие изменения. Комитет по государственному заказу Санкт Петербурга выпустил письмо от 07.08.2018 № 06-00-536/18-0-0:
ПИСЬМО
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга
от 07.08.2018 № 06-00-536/18-0-0
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в рамках полномочий, установленных пунктами 3.3. Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1039, информирует о следующем.
В соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.04.2018 №
На основании вышеизложенного, при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонта и технического перевооружения объектов капитального строительства
При составлении сметной документации размер нормативов накладных расходов и сметной прибыли следует применять в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (
Прошу указанную информацию довести до сведения подведомственных учреждений.
Председатель Комитета
Д.И. Сачков
Выход такого письма вызвал вполне закономерное непонимание со стороны государственных заказчиков, так как с одной стороны Комитет явно превысил свои полномочия, а с другой стороны его действия могли привести к увеличению бюджетных расходов и желанию Подрядчиков вернуть недополученные суммы по предыдущим контрактам. Результатом стал выход письма Комитет по государственному заказу Санкт Петербурга от 10.08.2018 № 06-536/18-1-0 о приостановлении действия письма от 07.08.2018 № 06-00-536/18-0-0:
ПИСЬМО
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга
от 10.08.2018 № 06-00-536/18-1-0
Письмом Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 07.08.2018 № 06-00-536/18-0-0 Вам даны пояснения по вопросу использования разъяснений Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Агентство) от 27.11.2012 №
Вместе с тем, признание Разъяснений Министерством юстиции Российской Федерации не подлежащими применению вызвано не правовой составляющей Разъяснений, а исключительно причиной квалификации их содержания как нормативного правового акта, издание которого в виде писем и телеграмм не допускается.
При таких обстоятельствах, Комитет направил письмо в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) с просьбой дать разъяснения правовой составляющей применения понижающих коэффициентов, ранее устанавливаемых в соответствии с Разъяснениями.
До получения ответа от Минстроя России по данному вопросу, Комитет приостанавливает действие своих разъяснений, направленных Вам письмом от 07.08.2018 № 06-00-536/18-0-0, и рекомендует руководствоваться ранее действовавшим порядком применения понижающих коэффициентов.
Председатель Комитета
Д.И. Сачков
Подобная неразбериха есть и в других регионах. И обусловлена она тем, что Минстрой по данному вопросу не принимает конкретного решения по применению или неприменению понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. И наоборот, выпускает письма, например, письмо Минстроя от 13.07.2018 № ЗЮ09-ОГ/09, в которых не дается прямого ответа на вопрос о применении (неприменении) понижающих коэффициентов к нормативам HP и СП, чем вводит всех в заблуждение.
В сложившейся ситуации при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из бюджетных источников, рекомендуем к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применять понижающий коэффициент - 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен - понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года №
По вновь разрабатываемой проектно-сметной документации на строительство объектов за счет бюджетных средств, до выхода официального разъяснения Минстроя по вопросу понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, рекомендуем действовать по письму Госстроя от 27 ноября 2012 года №
Так же обращаем внимание на то, что в проекте новой «Методики определения величины накладных расходов в строительстве» многие нормативы приведены в тех же размерах, которые были установлены с применением понижающих коэффициентов. Это лишь подтверждает необходимость сохранения подхода к определению стоимости бюджетных объектов с учетом понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли.