Мы работаем в качестве субподрядной организации. По договору подряда обязанности по составлению смет возложены на нас. В локальных сметах есть позиции «стоимость материала по прайсу». Заказчик выбирает коммерческое предложение с наименьшей ценой 4 из предоставленных нами коммерческих предложений от трех поставщиков) и согласовывает его в смете.
В договоре прописано, что «Генподрядчик оказывает Субподрядчику на возмездной основе услуги, связанные с организацией производства работ (генподрядные услуги). Оплата указанных услуг осуществляется Субподрядчиком в размере 10 % от стоимости выполненных работ, в т.ч. НДС...».
При приемке формы KС-2 Заказчик требует предоставлять счет-фактуры на материалы указанные в смете, как «цена по прайсу». В том случае, если цена материала оказывается ниже согласованной по смете, нас обязывают прописывать стоимость по счету-фактуре, если выше - по сметной стоимости.
Получается, что если мы покупаем материал за 100 руб., то можем получить за него по договору 90 руб. (минус 10 % за генуслуги). Разве это правильно? На каком основании можно требовать разницу?
P.s. Заказчик - «госбюджет».
Ответ
Оказание «генподрядных» услуг является обычной практикой. В договоре на субподрядные работы Генподрядчик и Субподрядчик могут определять порядок возмещения Субподрядчиком стоимости услуг, оказываемых Генподрядчиком по обеспечению Субподрядчика технической документацией, координации работ, приемке от Субподрядчика и сдачи Заказчику работ, выполненных Субподрядчиком, решением вопросов материально-технического снабжения, пожарно-сторожевой охраны, техники безопасности на объекте, обеспечению Субподрядчика титульными временными зданиями, использование грузоподъемных механизмов Генподрядчика и т.д. Ранее эти услуги определялись Постановлением Госстроя СССР от 03.07.87 № 32/109 «Об утверждении положения о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями» в % от СМР:
- по монтажным и специальным строительным работам - 4 %;
- по монтажу конструкций из сборного железобетона - 3 %;
- по монолитному железобетону - 2 %;
- по монтажу металлоконструкций - 1 % и т.д.
Письмом Управления ценообразования Госстроя России от 17.03.2000 № 10-92 разрешено применение вышеуказанного Положения.
То, что по договору размер генподрядных услуг составляет 10 % от стоимости выполненных работ, наводит на мысль, что это не что иное, как завуалированный «откат» за право работать на объекте Генподрядчика. Оплата выполненных строительно-монтажных работ должна производиться в полном объеме. Далее Генподрядчик выставляет Субподрядчику счет на оказание генподрядных услуг и Субподрядчик его оплачивает. При такой схеме если Вы купили материал за 100 рублей, то при оплате выполненных работ Вам и оплатят 100 рублей. А то, что потом Субподрядчик вернет Генподрядчику 10% от выполненных работ - это уже выполнение «кабальных» условий договора и нарушений здесь нет. В действиях Субподрядчика видно стремление руководителя строительной организации подписать договор любой ценой, что порождается или некомпетентностью руководителя, или безвыходным положением организации. И то и другое приводят в дальнейшем к давлению руководителя на сметчиков с целью увеличить стоимость работ всеми возможными средствами.
При заключении договора на строительство объекта, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств, цена договора в основном является твердой; т.е. неизменной до окончания строительства. В том случае, если Заказчик на стадии разработки сметной документации произвел мониторинг цен на материалы и выбрал поставщиков материалов с наименьшей ценой, то при оплате выполненных работ по договору с твердой ценой Заказчик, согласно п. 6 ст. 709