Правомерно ли переноску материалов нормировать по нормам ЕНиР

Часто при ремонте на действующем предприятии (ТЭЦ) невозможно доставить материалы к месту производства работ средствами малой механизации и даже тележками. Материалы переносятся на носилках и непосредственно на себе, и нередко эта работа по фактическим затратам труда имеет наибольший вес в общем объеме работ.

Правомерно ли переноску материалов в таких случаях нормировать по нормам ЕНиР на все фактическое расстояние переноски вручную или необходимо исключить расстояние, учтенное нормами?

Какое расстояние в этом случае нужно считать учтенным нормами, если согласно техническим частям ГЭСН, предусмотрена доставка материалов от приобъектного склада до места укладки в дело, т.е. усредненное?

Ответ

Честно признаемся, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Можно было бы сказать, что нормами на выполнение строительных работ учтены усредненные затраты на внутрипостроечный транспорт, и дополнительно учитывать какие-либо затраты не следует. Однако это будет не совсем правильно, так как в практике встречаются положения, когда действительно, трудозатраты по доставке материалов (особенно при ручной переноске) равняются или даже превышают трудозатраты по выполнению самих работ.

В сметно-нормативной базе 1984 года Госстроем СССР были разработаны стоимости затрат на внутрипостроечный транспорт, который включался в стоимость Единых районных единичных расценок (ЕРЕР-84). В исключительных случаях, когда фактические затраты на внутрипостроечный транспорт резко отличались от нормативных, можно было исключить из стоимости единичной расценки стоимость нормативных затрат на внутрипостроечный транспорт и включить стоимость фактических затрат, либо сделать расчет дополнительного удорожания. К сожалению, в новой сметно-нормативной базе затраты на внутрипостроечный транспорт отдельно не выделены.

Госстроем России по некоторым видам работ были указаны расстояния переноски материалов. Так при кирпичной кладке расстояние переноски кирпича и раствора составляет до 5 метров, бетон укладывается непосредственно в конструкцию без дополнительной переброски, за исключением бетонной подготовки под полы, где развозка бетона предусмотрена на расстояние до 25 м.

В случаях, когда расстояния и, следовательно, затраты по переноске материалов вручную очень значительны, можно, определив эти затраты на основании ЕНиР и соответствующих тарифных ставок, примерно рассчитать дополнительные затраты подрядной организации следующим образом. Из стоимости фактических затрат исключить затраты на переноску материалов вручную на расстояние до 30 метров (в среднем на это расстояние принята переноска материалов в нормах и расценках).

Кроме того, по данным ГЭСН следует исключить стоимость эксплуатации автомобиля бортового, грузоподъемностью до 5 т, который предназначен для внутрипостроечного транспорта, а также в какой-то части (по расчету) стоимость эксплуатации автокранов или автопогрузчиков.

Источник:  Журнал № 1 (45) 2007  «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~C3tRY
Оцените