Пример расчета транспортных затрат, неучтенных в стоимости материалов

Пример расчета транспортных затрат, неучтенных в стоимости материалов

Прошу привести пример расчета транспортных затрат, неучтенных в стоимости материалов, при строительстве объекта за счет средств федерального бюджета.

Ответ

Для определения транспортных расходов, неучтенных в стоимости материальных ресурсов, необходимо составить калькуляцию транспортных расходов. В калькуляции рассчитывается стоимость перевозки 1 тонны груза.

Калькуляция транспортных расходов составляются для расчета издержек по доставке грузов от места их передачи потребителю до приобъектного склада стройки, что позволяет затем разработать калькуляцию сметных цен материалов.

Для расчёта калькуляции необходимы исходные данные:

  1. Наименование поставщика и его адрес.
  2. Транспортная схема доставки материалов (вид транспорта, расстояние перевозки).
  3. Вид «франко», принятый в отпускной цене.

В связи с тем, что поставщик может брать на себя часть транспортных расходов, в прейскурантах, прайсах и других сборниках отпускных цен для удобства потребителей приведены сведения о видах оптовых цен с использованием международного коммерческого термина «франко», обозначающего, какая часть затрат по доставке материалов до строек учтена в оптовой цене, т.е. франко обозначает место передачи груза от поставщика к потребителю.

Виды отпускных цен:

  1. – франко-склад завода-изготовителя (поставщика) (ФЗИ);
  2. – франко-карьер (ФК);
  3. – франко-транспортное средство (ФТС) (вагон, автомобиль);
  4. – франко-вагон (судно)-станция (пристань) отправления (ФВСО);
  5. – франко-вагон (судно)-станция (пристань) назначения (ФВСН); 6 – франко-приобъектный склад (ФПС); 7 – франко-строительная площадка (ФСП).

Цена франко-склад завода-изготовителя (поставщика) (ФЗИ) включает все затраты по изготовлению и складированию материалов на территории поставщика. Цена франко-транспортное средство (ФТС) сверх затрат по изготовлению и складированию материалов дополнительно учитывает затраты по погрузке материалов в транспортные средства (в примере расчета).

Отпускная цена франко-вагон-станция отправления (ФВСО) включает расходы по подаче вагона под погрузку на станции отправления, и погрузке материала в вагон. Цена франко-вагон-станция назначения (ФВСН) учитывает все затраты по доставке материала до станции (пристани) назначения. Цены франко-приобъектный склад (ФПС) и франко-строительная площадка (ФСП) включают все затраты по изготовления, складированию и транспортированию строительных материалов на приобъектный склад либо непосредственно на строительную площадку.

Сметная цена на материалы должна иметь вид франко-строительная площадка либо франко-приобъектный склад, т. е. при определении цены на материалы должны быть учтены все затраты по его производству (приобретению), доставке и хранению.

Стоимость транспортных расходов находится в структуре сметной стоимости материалов на второй позиции после отпускной цены, а иногда бывает и больше отпускной цены материала. Отсюда возникает необходимость оптимизации транспортных схем по их доставке на всех стадиях проектирования и строительства объектов.

Калькуляция транспортных расходов рассчитывается на основе «Федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства» (ФССЦпг 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя от 26 декабря 2019 г. № 876/пр. Данные сметные нормативы разработаны для условий производства строительных работ, соответствующих базисному территориальному району (Московская область) в ценах по состоянию на 1 января 2000 года.

Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства включают в себя следующие разделы:
Раздел 1. Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы.
Раздел 2. Сметные цены на тару, упаковку и реквизит.
Раздел 3. Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Раздел 4. Сметные цены на перевозку грузов тракторами с прицепами.
Раздел 5. Сметные цены на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Калькуляция транспортных расходов составляется в следующем порядке:

  1. Определяется вид отпускной цены по сборникам (каталогам) цен, прейскурантам и др. (т.е. вид франко).
  2. Указывается вид транспорта (железнодорожный, автомобильный транспорт или тракторные перевозки), которым поступают материалы потребителю.
  3. Для железнодорожных перевозок определяются следующие данные: тарифный класс грузов, норма загрузки подвижного состава и расстояние перевозки.
  4. На итоговую сумму по железнодорожным операциям начисляются определённый коэффициент перехода от массы нетто к массе брутто.
  5. Для автомобильных перевозок устанавливаются класс груза, тариф, надбавки (если нужно).
  6. Определяются тарифы на погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках.
  7. После выяснения всех исходных данных составляется вторая часть калькуляции, где непосредственно рассчитывается стоимость транспортных расходов на 1 тонну материала (обычно это делается в табличной форме).

Что касается погрузо-разгрузочных работ, то они рассчитываются на основании сметных цен на погрузо-разгрузочные работы предназначенных для определения стоимости этих работ при автомобильных или железнодорожных перевозках строительных материалов, изделий и конструкций в случае их перевалки с одного вида транспорта на другой или при доставке материалов на приобъектные склады через перевалочные базы. Необходимость устройства перевалочных баз предусматривается проектом организации строительства (ПОС).

Обычно стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой на материалы, изделия и конструкции (за исключением случаев, оговоренных отпускными ценами заводов-изготовителей или предприятий по реализации строительных материалов, изделий и конструкций).

В тех случаях, когда отпускные цены не предусматривают затраты по погрузке материалов, или расценками не учтена разгрузка материалов, а также при доставке материалов с использованием промежуточных складов, стоимость погрузо-разгрузочных работ определяется по «Федеральным сметным ценам на перевозки грузов для строительства» (ФССЦпг-2001), раздел 1 «Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы».

Расчет транспортных расходов
по доставке фундаментных блоков для строительства жилого дома в г. Подпорожье Ленинградской области.

В расчете использованы данные из «Федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве» (ФССЦ 81-01-2001) и «Федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства» (ФССЦпг 81-01-2001).

Жилой дом, Ленинградская обл., г. Подпорожье, ул. Строителей д. 6
(наименование стройки)

КАЛЬКУЛЯЦИЯ № 1 транспортных расходов на 1 т

Блок ФБС 12-4-6-Т 
(вид материалов)

Составлена в ценах на январь 2000 г.

Вид отпускной цены – франко-транспортное средство. Наименование поставщика – Завод ЖБИ, г. Лодейное поле, Ленинградская обл., 100 % поставки. Вид транспорта – автомобильный.

Автомобильные перевозки (основание – ФССЦпг-2001):

а) класс груза – 1 (п. 85 приложения 5 к ФССЦпг-2001),
б) тариф – 21,73 руб./1 т (код 03-01-01-043 табл. 03-01 ФССЦпг-2001),
в) надбавки – нет (Общие положения и приложение 4 к ФССЦпг-2001)


п/п
Наименование операций Наименование конечных пунктов перевозки (от-до) Расстояние перевозки, км Стоимость 1 т, руб.
Формула подсчета Всего
1 2 3 4 5 6
1 Автомобильные перевозки на объект Завод ЖБИ, г. Лодейное поле, Ленинградская обл. – жилой дом, Ленинградская обл., г. Подпорожье, ул. Строителей д. 6 43 21,73 21,73
2 Разгрузка из автотранспорта на приобъектном складе г. Подпорожье, ул. Строителей, д.6 10,71
ФССЦпг 81-01-2001 Таблица 01-01-02
10,71
Итого по перевозкам на 1 т 32,44

Составил __________________

«______» _______________ 20 ____ г. Проверил __________________

Жилой дом, Ленинградская обл., . Подпорожье, ул. Строителей д. 6
(наименование стройки)

КАЛЬКУЛЯЦИЯ № 2 транспортных расходов на 1 т

Блок ФБС 12-4-6-Т
(вид материалов)

Составлена в ценах на январь 2000 г. Вид отпускной цены – франко-транспортное средство. Наименование поставщика – п.г.т. Мга, Ленинградская обл., 100% поставки. (250 км по автодорогам). Вид транспорта – железнодорожный, автомобильный.

А) Железнодорожные перевозки (Основание – ФССЦпг 81-01-2001):

Отправка повагонная на платформах, расстояние 193 км (ст. Мга – ст. Лодейное поле): ФССЦпг 81-012001. Приложение 16. Кратчайшие тарифные расстояния между основными станциями (транзитными пунктами) железных дорог Российской Федерации, «Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство

№ 4, книга 3, утв. приказом МПС РФ от 15 июля 2003 г. № 55).

а) класс груза – 2, норма загрузки вагона – 58 т (п. 311 приложения 14 к ФССЦпг) 
б) тариф – 39,71 руб./1 т (код 05-02-58-00200 табл. 05-02 ФССЦпг);
в) надбавки – нет (Общие положения ФССЦпг) 

Б) Автомобильные перевозки (основание – ФССЦпг 81-01-2001):

а) класс груза – 1 (п. 85 приложения 5 ФССЦпг);
б) тариф – 22,29 руб./1 т (код 03-01-01-045 табл. 03-01 ФССЦпг);
в) надбавки – нет (Общие положения и приложение 4 к ФССЦпг)


п/п
Наименование операций Наименование конечных пунктов перевозки (от-до) Расстояние перевозки, км Стоимость 1 т, руб.
Формула подсчета Всего
1 2 3 4 5 6
1 Подача платформ под погрузку и вывоз груженных вагона на станцию отправления Завод ЖБИ п.г.т. Мга – станция Мга 2 6,00
п.1.5.13 Общих положений ФССЦпг
6,00
2 Железнодорожные перевозки станция Мга – Лодейное поле 193 39,71 код 05-02-58-00200 табл. 05-02 ФССЦпг 39,71
3 Подача и уборка вагона на станции назначения Лодейное поле 6,00
п.1.5.13 Общих положений ФССЦпг
6,00
4 Разгрузка на станции назначения Лодейное поле 13,42 код 01-02-02-008 табл. 01-02 ФССЦпг 13,42
А Итого по железнодорожным перевозкам 65,13
5 Погрузка на автотранспорт на станции назначения Лодейное поле 10,71 код 01-01-001-003 табл. 01-01 ФССЦ-пг 10,71
6 Автомобильные перевозки на объект Лодейное поле –
г. Подпорожье, ул. Строителей,
д.6
45 22,29 код 03-01-01-045 табл. 03-01 ФССЦпг 22,29
7 Разгрузка из автотранспорта на приобъектном складе г. Подпорожье, ул. Строителей,
д.6
10,71 код 01-01-02-003 табл. 01-01 ФССЦпг 10,71
Б Итого по автомобильным перевозкам 43,71
Итого по перевозкам на 1 т 108,84

Составил __________________

«______» _______________ 20 ____ г. Проверил __________________

Приложения к расчету транспортных расходов

«Цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве»

ФССЦ 81-01-2001

II. Цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве.

Код ресурса

Наименование ресурса

Ед. изм.

Цена по состоянию на 01.01.2000, руб.
отпускная сметная
1 2 3 4 5
Книга 05 Изделия из бетона, цемента и гипса
Часть 05.2 Плиты, кирпичи и аналогичные изделия из цемента, бетона или искусственного камня
Раздел 05.2.02 Изделия из цемента, бетона или искусственного камня Группа 05.2.02.01 Блоки бетонные для стен подвалов
05.2.02.01-0041 Блоки бетонные для стен подвалов полнотелые ФБС12-4-6-П, бетон В7,5 (М100, объем 0,265 м3, расход арматуры 0,76 кг шт 277,32 291,76
05.2.02.01-0042 Блоки бетонные для стен подвалов полнотелые ФБС12-4-6-Т, бетон В7,5 (М100, объем 0,265 м3, расход арматуры 1,46 кг шт 149,46 164,30
05.2.02.01-0043 Блоки бетонные для стен подвалов полнотелые ФБС12-5-3-П, бетон В7,5 (М100, объем 0,159 м3, расход арматуры 0,74 кг шт 166,35 175,05

«Цены на перевозки грузов для строительства»

ФССЦпг 81-01-2001

I. Общие положения

По разделу 5. Сметные цены на перевозку грузов железнодорожным транспортом

1.5.13. Сметная цена подачи и уборки вагонов на подъездные пути необщего пользования на станции отправления и станции назначения, вне зависимости от их принадлежности, учитывается в размере 6 руб. за 1 т груза.

К сметной цене подачи и уборки вагонов на станциях, где установлены на федеральном уровне коэффициенты к оплате труда, применяются поправочные коэффициенты, приведенные в таблице приложения 8 к сметным нормативам.

 

Раздел 1. Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы

Подраздел 1.1 Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках

Таблица 01-01 Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках 

Измеритель: 1 т груза 

Расширение кода

Наименование работ

Код
01-01-01 01-01-02
Погрузка Разгрузка
Сметная цена, руб.
Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках:
-001 бетона или раствора 45,01 37,95
-002 блок-боксов для строительства объектов нефтяной и газовой промышленности весом 10 т и более 15,22 15,22
-003 изделий из сборного железобетона, бетона, керамзитобетона массой до 3 т 10,71 10,71
-004 изделий из сборного железобетона, бетона, керамзитобетона массой от 3 до 6 т 10,40 10,40

Подраздел 1.2 Погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных перевозках Таблица 01-02 Погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных перевозках

Измеритель: 1 т груза 

Расширение кода

Наименование работ

Код
01-02-01 01-02-02
Погрузка Разгрузка
Сметная цена, руб.
Погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных перевозках:
-007 заполнителей искусственных легких (аглопорита, гравия зольного, гравия керамзитового, термозита и др.) 5,37 4,77
-008 изделий из сборного бетона, железобетона, керамзитобетона массой до 5 т 16,38 13,42
-009 изделий из сборного бетона, железобетона, керамзитобетона массой более 5 до 15 т 20,91 18,87

Раздел 3. Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Таблица 03-01 Перевозка бетонных, железобетонных изделий, стеновых и перегородочных

материалов (кирпич, блоки, камни, плиты и панели), лесоматериалов круглых и пиломатериалов бортовым автомобилем, грузоподъемностью 15 т

Измеритель: 1 т груза

Расширение кода Расстояние перевозки Код
03-01-01 03-01-02 03-01-03 03-01-04
I класс груза II класс груза III класс груза IV класс груза
Сметная цена, руб.
Перевозка грузов автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние:
-042 до 42 км 21,46 25,25 35,49 47,64
-043 до 43 км 21,73 25,58 35,97 48,35
-044 до 44 км 22,02 25,90 36,44 48,94
-045 до 45 км 22,29 26,23 36,79 49,53
-046 до 46 км 22,56 26,54 37,26 50,12

Раздел 5. Сметные цены на перевозку грузов железнодорожным транспортом Таблица 05-02 Перевозка грузов II класса

Измеритель: 1 т груза

Расширение кода Расстояние перевозки Код
05-02-54 05-02-55 05-02-56 05-02-57 05-02-58 05-02-59
Перевозка грузов II класса при загрузке вагона
05-02-54 05-02-55 05-02-56 05-02-57 05-02-58 05-02-59
Сметная цена, руб.
-00180 от 160 до 180 км 40,48 39,68 39,14 38,61 38,08 37,54
-00200 от 180 до 200 км 42,12 41,59 40,78 40,25 39,71 39,18
-00220 от 200 до 220 км 44,03 43,50 42,69 42,16 41,35 40,82

Приложение 5 к ФССЦпг Номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом

№ п/п Наименование грузов Класс грузов
1 2 3
Строительные материалы, полуфабрикаты, изделия
84 Изделия асбестовые из легких бетонов 1
align="center" 85 Изделия бетонные и железобетонные (кроме сантехкабин и объемных блок-комнат) 1
86 Изделия деревянные 3

Приложение 14 к ФССЦ пг

Тарифные классы грузов и нормы загрузки вагонов (крытых, платформ, полувагонов)

№ п/п Наименование грузов Тарифный класс грузов Норма загрузки вагонов (крытых, платформ, полувагонов), т
1 2 3 4
Изделия и конструкции железобетонные
310 Блоки фундаментные размером 3×3 м и более 2 30
311 Блоки фундаментные, цокольные и стеновые 2 58
312 Брусья ограждения криволинейные 2 50

Расчет сметной стоимости фундаментных блоков

Оптовая стоимость блоков ФБС 12-4-6-Т принимается по ФССЦ 81-01-2001 (код ресурса – 05.2.02.01-0042). Обращаем внимание на то, что отпускная (оптовая) цена фундаментных блоков приведена за штуку (149,46 руб.).

Объем одного фундаментного блока – 0,265 м³.

Масса 1 м³ тяжелого бетона – 2400 кг.

Масса одного фундаментного блока – 636 кг или 0,636 т.

Стоимость материалов на приобъектном складе определяется с учетом заготовительно-складских расходов и затрат на доставку материалов, рассчитанных в калькуляциях транспортных расходов.

Расчет сметной стоимости фундаментных блоков определяется по формуле п. 6.4.5 «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденной приказом Минстроя от 8 февраля 2017 г. № 77/пр:

(СЦ×ЗСР+Т1)+(СЦ×ЗСР+Т2)
З=
2

Итого:

З= (149,46×1,02 +32,44×0,636)+(149,46×1,02 +108,84×0,636) =197,38руб.

2

 

4 05.2.02.01-0042 Блоки бетонные для стен подвалов полнотелые
ФБС 12-4-6-Т, бетон В7,5
(М100, объем 0,265 м3, расход арматуры 1,46 кг)
шт./руб. 197,38

Обращаем внимание на то, что согласно «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя от 4 августа 2020 г. № 421/пр, произошел возврат к традиционному понятию «сметной» цены материалов и порядку начисления заготовительно-складских расходов:

«91. Сметная стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, информация о которых отсутствует во ФГИС ЦС, определяется с учетом транспортных и заготовительнос-кладских затрат.

92. Размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:

а) 2 (два) процента – для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);

б) 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов – для металлических конструкций;

в) 1,2 (одна целая две десятых) процента – для оборудования.».

Таким образом, по вопросу понятия «сметной» цены материалов и порядка начисления заготовительно-складских расходов, существует противоречие между Методикой по приказу № 421 и Методикой по приказу № 77/пр.

Для устранения противоречий Минстрою нужно будет внести изменения в редакцию Методики по приказу № 77/пр

Источник:  Консультации разъяснения №1 2021 (101)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~Z1EnZ
VkOkMm
3.3
1
Виталий
Почему расчет произведён для материала принятого по ФССЦ  от поставщика до площадки строительства, а не от границы ценовой зоны до площадки строительства ( при применении индексов к элементам прямых затрат) согласно Приказа Минстроя РФ от 04.08.2020 № 421/пр п.63
- В случае, если склад поставщика материального ресурса или оборудования и объект капитального строительства расположены в разных субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации, являющихся самостоятельными ценовыми зонами), проектное расстояние определяется как расстояние от границы субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации, являющейся самостоятельной ценовой зоной), в котором расположен объект капитального строительства, по пути следования от склада поставщика материального ресурса или оборудования до объекта капитального строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, определенному с учетом положений пункта 63.1 Методики