Вопрос по сметно-нормативной базе ССН 1984.
Какие работы по реставрации и воссозданию золочения сусальным золотом (Сборник ССН-20) следует относить к архитектурно-художественной реставрации?
В перечне приложения к приказу Минкультуры СССР от 25.01.84 № 35 нет привязки к конкретным расценкам Сборников.
Ответ
Перечень работ, относящихся к архитектурно - художественной реставрации на памятниках истории и культуры (приложение к приказу Минкультуры СССР от 25.01.84 N 35), (далее - Перечень), действительно содержит только общую характеристику работ и не соотнесен с каталогами расценок Сборников ССН 1984. Иного документа с четкими указаниями для Сборников или конкретных расценок сметно-нормативной базы ССН 1984 об отнесении к архитектурно-художественной реставрации и, соответственно, о норме накладных расходов сегодня не существует.
Термин «золочение» приведен в пункте 2 Перечня:
«2. Реставрация или воссоздание изделий из черных и цветных металлов с вырубкой, выпиловкой, выколоткой, расчисткой, патинированием и другими технологическими процессами (кроме изделий при окрытии рядовой кровли), других сложных поверхностей, подготовки под золочение и отделка поверхности после золочения на полимент, укрепление левкаса и позолоты, расчистка позолоты от трудноудаляемых покрасок.».
В данном документе работы по золочению объединены с работами по реставрации или воссозданию изделий из черных и цветных металлов, без подробного перечня видов работ по реставрации и воссоздания позолоты сусальным золотом. Ясно только одно: к архитектурно-художественной реставрации следует относить работы по реставрации позолоты (расчистке и укреплению) и работы по подготовке под золочение.
Формулировка «отделка поверхности после золочения на полимент» вызывает много вопросов. Поверхность позолоты в случае золочения на полимент полируется, но об этой работе не идет речь в перечне. Ведь тогда к архитектурно-художественной реставрации следует относить и золочение на полимент.
С другой стороны, в соответствии с п. 6 Перечня, к архитектурной реставрации отнесены работы по «Реставрации мебели XVII - XX веков стилей «Барокко», «Рокайль», «Ампир», «Модерн» мастерских «Гроссе, Гамбса, Буля и др.». Учитывая, что мебель, описанная в п. 6, бывает украшена золоченым резным декором, то, наверное, следует считать, что все работы по реставрации и воссозданию позолоты на предметах мебели относятся к архитектурно-художественной реставрации?
Учитывая, что все работы по реставрации и воссозданию золочения сусальным золотом может выполнять только аттестованный специалист - художник-реставратор позолоты, на основании анализа каталога расценок Перечня, а также исходя из практики, можно составить список расценок Сборника ССН-20, отражающих работы, относящиеся к архитектурно-художественной реставрации:
Шифр таблиц расценок | Наименование |
1. Реставрация позолоты | ВЕСЬ РАЗДЕЛ |
2. Воссоздание позолоты |
|
(ДИЗ 4,5) ССН-1984-20-7-а-1 | Золочение сусальным золотом деревянных и гипсовых поверхностей. Полерное золочение на полимент Подготовка поверхности |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-7-6-1 | Золочение сусальным золотом деревянных и гипсовых поверхностей. Матовое золочение на гульфарбу. Подготовка поверхности |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-7-В-1 | Золочение сусальным золотом деревянных и гипсовых поверхностей. Матовое золочение на клей. Подготовка поверхности |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-7-г-1 | Золочение сусальным золотом деревянных и гипсовых поверхностей. Золочение поверхностей на лак «мордан». Подготовка поверхности |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-8-1 | Золочение сусальным золотом металлических поверхностей по лаку «мордан». Подготовка поверхности. |
ССН-1984-20-9-1 | Бронзирование под позолоту на лак «мордан» деревянных и гипсовых поверхностей. Подготовка поверхности. |
ССН-1984-20-10-1 | Бронзирование под позолоту металлических поверхностей на лак «мордан». Подготовка поверхности. |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-11-1 а-г | Бликовка поверхностей сусальным золотом |
(ДИЗ 4) ССН-1984-20-11-1 д | Бликовка по живописи твореным золотом |
(ДИЗ 5) ССН-1984-20-12 | Цировка |
ДИЗ-4-1984-20-13 | Покрытие позолоченных орнаментованных поверхностей и скульптур матовым раствором. |