До ввода в действие сметно-нормативной базы в редакции 2017 года для оценки стоимости пусконаладочных работ систем автоматической пожарной сигнализации применялись расценки таблицы ФЕРп 02-01-002 «Автоматизированные системы управления II категории технической сложности». Но в Общих положениях Технической части Сборника № 2 «Автоматизированные системы управления» в новой редакции появились указания о том, что расценки отдела 1 Сборника не предназначены для определения сметной стоимости работ по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Насколько правомерно в настоящее время для учета затрат по проведению пусконаладочных работ в системах АПС использовать расценки из Сборника № 2 «Автоматизированные системы управления»?
Если неправомерно, то как быть?
Для построения адресной системы автоматической пожарной сигнализации использованы следующие основные компоненты:
Пульт контроля и управления с двухстрочным ЖКИ индикатором С2000-М.
Контроллер адресный двухпроводной подсистемы передачи извещений С2000-КДЛ.
Контрольно-пусковой блок с 6 исполнительными реле С2000-КПБ.
Блок индикации и управления С2000-БКИ.
Извещатель пожарный ручной адресный электроконтактный ИПР 513-ЗАМ
Извещатель пожарный дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый ДИП-34А-03 (ИП212-34А)
Извещатель пожарный тепловой адресно-аналоговый максимально-дифференцированный С2000-ИП-03
Извещатель пламени ИК адресный С2000-Спектрон-207
Извещатель светозвуковой ЮОДб ОПОИ 124-7 (корпус бело-красный)
Ответ
Следует отметить, что с вводом в действие сметно-нормативной базы в редакции 2017 года у разработчиков сметной документации прибавилось забот. В Технических частях Сборников появились незаметные на первый взгляд изменения, приведшие па самом деле к необходимости кардинального переосмысления принципов подхода к решению вопросов составления сметных расчетов на монтажные и
«1.2.1. Сметные нормы сборника 2 отдела 1 распространяются на:
- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП),
- системы централизованного оперативного диспетчерского управления;
- системы контроля и автоматического управления пожаротушением и противодымной защитой;
- телемеханические системы.
Сметные нормы сборника 2 отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ:
- по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;
- по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;
по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения), системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм сборника 10 “Оборудование связи”.».
В то время, как в ГЭСНп № 02 редакции 2014 года этим же пунктом утверждалось, что
«1.2.1. ГЭСНп части 2 распространяются на:
- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);
- системы централизованного оперативного диспетчерского управления;
- системы автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- системы контроля и автоматического управления пожаротушением и противодымной защитой;
- телемеханические системы;
- аппаратно-программные средства вычислительной техники, в части, касающейся инсталляции и настройки программного обеспечения.
ГЭСНп части 2 отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ:
- по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;
- по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм части 10 “Оборудование связи”.».
Обращаясь к Технической части Сборника ГЭСНм 81-03-10-2017 «Оборудование связи», а именно к положениям, относящимся к нормам Отдела 08 раздела 1 «Электрическая тревожная и пожарная сигнализация», также замечаем принципиальные изменения.
Общими положениями Сборника в редакции 2014 года утверждалось, что нормами раздела 1 отдела 08 «учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа». Аналогичный пункт Технической части Сборника в редакции 2017 года гласит:
«1.10.114. В сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем пожарно-охранной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем пожарно-охранной сигнализации в целом».
Между тем в вышеуказанных сметных нормах не было произведено никаких изменений в отношении ресурсов, необходимых для выполнения работ, в том числе и трудозатрат.
Также Общими положениями Сборника № 10 в редакции 2014 года (пункт 1.10.115) предписывалось дополнительно рассчитывать в сметах:
- затраты на электрическую проверку оборудования и испытания системы в целом при установке в систему пожарно-охранной сигнализации приборов приемно-контрольных и устройств сигнализирующих объектовых — по нормам ГЭСНп № 2 «Автоматизированные системы управления» для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001);
- затраты на электрическую проверку и испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или АРМ (автоматизированное рабочее место) с использованием персонального компьютера, монтаж которых определяется по ГЭСНм № 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», в целом — по нормам ГЭСНп № 2 для систем II и III категорий технической сложности (табл. 02-01-002 и 02-01-003).
В редакции 2017 года, вслед за изменением содержания пункта о затратах, учтенных нормами Сборника № 10, появилась и новая версия положения об определении затрат на испытания систем охранно-пожарной сигнализации:
«1.10.115. В сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 не учтены:
- затраты на изготовление и монтаж конструкций, не входящих в комплект приемно-контрольных приборов;
- затраты на защиту блокировочного провода от механических повреждений фанерой, оргалитом и другими материалами, а также окраску заблокированной поверхности;
- затраты на эксплуатацию подъемных механизмов или устройство лесов при осуществлении работ на высоте 5 м и более;
- расход извещателей (датчиков);
- затраты на монтаж диодов, резисторов, устанавливаемых дополнительно (определяется проектом);
- затраты на монтаж оборудования (кроме датчиков) систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или АРМ (автоматизированное рабочее место) с использованием персонального компьютера, определяемые по ГЭСНм сборника 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», а также затраты на испытания указанных систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 - по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).».
Принимая во внимание, что указанная в вопросе система автоматизированной пожарной сигнализации обеспечена контроллером адресной двухпроводной подсистемы передачи извещений С2000-КДЛ, пультом контроля и управления С2000-М и т.д., а также в соответствии с порядком определения категории технической сложности систем по их характеристикам, приведенным в приложении 2.1 к Сборнику ГЭСНп №02, её можно классифицировать как систему II категории технической сложности. Но, в связи с тем, что при внесении изменений в Техническую часть Сборника ГЭСНм 81-03-10-2017 «Оборудование связи», в редакции 2017 года не был учтен указанный порядок, выбора сметчикам не оставили и затраты на пусконаладочные работы по АПС следует определять как для систем I категории технической сложности по нормам таблицы ГЭСНп 02-01-001.