Наша организация проектирует объекты, финансирование которых осуществляется за счёт средств бюджета автономного округа. Проверка достоверности сметной стоимости строительства объектов осуществляется АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве». С 1 января 2015 года сметная стоимость определяется с применением государственных сметных нормативов, включенных в
В ходе проверки достоверности определения сметной стоимости возникают разногласия в части применения расценок Сборника ФССЦ. Эксперты считают, что расценки Сборника ФССЦ завышены и предлагают принимать стоимость материалов на основании мониторинга от 3-х поставщиков по прайс-листам или коммерческим предложениям.
Вот некоторые из замечаний экспертизы:
1. Стоимость арматуры класса А500С, принятую по прямым расценкам сборника ФССЦ 204- 0101+0135, из сметного расчета исключить. Учитывая, что базисные цены горячекатаной арматуры класса А 500 значительно завышены, и не соответствуют достоверности определения сметной стоимости строительства, а также эти материалы отсутствуют в ресурснотехнологической модели при расчете индекса, рекомендуем принять цены на горячекатаную арматурную сталь периодического профиля класса A-III.
2. Стоимость оконных блоков из профилей ПВХ принятых по расценкам ФССЦ 203-0945+0962 из сметы исключить. Анализ рыночных цен на проектную марку оконных блоков показал, что их базисная стоимость, при пересчёте текущего уровня цен, значительно завышена (ориентировочно в два раза). На основании изложенного рекомендуем «применительно» использовать расценку ФССЦ 203-0938, которая наиболее приближена к рыночной цене проектной марки оконного блока, либо определить стоимость на основании мониторинга от 3-х производителей.
3. Из расценок ФЕР 16-03-001 «Прокладка водопроводов водоснабжения из многослойных металлополимерных труб» исключить ресурсы по кодам 103-1455+1460 «Трубы металлополимерные многослойные диаметром 15-32 мм». Стоимость труб и фитингов учесть по прайс-листам, т.к. базисная стоимость ресурсов завышена.
4. Стоимость трубок принятых по сборнику ФССЦ 104-0935+0298 «Трубки из вспененного полиэтилена» учесть по прайс-листам на основании мониторинга коммерческих предложений от 2-3 поставщиков, т.к. базисная стоимость ресурсов завышена.
5. Цилиндры навивные, марка «ROCKWOOL 100» принятые по сборнику ФССЦ 101-2191+2409 исключить, учесть по прайс-листам на основании мониторинга коммерческих предложений от 2-3 поставщиков, т.к. базисная стоимость ресурсов завышена.
6. Из расценок ФЕР 24-01-008-01+09 исключить ресурсы 103-0971+0929. Стоимость труб в ППУ изоляции учесть по прайс-листам, т.к. базисная стоимость ресурса завышена.
7. Стоимость отводов в ППУ изоляции учесть по прайс-листу, т.к. базисная стоимость ресурса завышена.
8. Из расценки ФЕР 22-01-021-02 исключить ресурс по коду 507-3684. Стоимость труб и полиэтиленовых фитингов ПЭ100 SDR17 учесть по прайс-листу, т.к. базисная стоимость ресурса завышена.
Мониторинг рынка усложняет работу сметчика в разы. Не все организации готовы предоставлять коммерческие предложения или прайс-листы на стадии проектирования объектов.
На основании
Правомерно ли требование принимать стоимость материалов по прайс-листам, в том случае, когда нормами сборника ФССЦ данные материалы учтены?
Ответ
Проблема, затронутая проектной организацией, достаточно серьезная. Корень проблемы кроется в методологически неправильном подходе Госстроя России, принятом при разработке федеральных
единичных расценок сметно-нормативной базы 2001 года. В основном федеральные расценки являются закрытыми, т.е. все затраты, в т.ч. и материальные ресурсы, включены в расценку в базисном уровне цен. Согласно п. 3.2.6 «Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы» МДС 81-20-2000, утвержденных постановлением Госстроя России от 26.04.1999 г. № 30:
3.2.6. ЕР по своему содержанию могут быть как закрытыми, в которых учтены все затраты, связанные с выполнением работ, так и открытыми, в которых стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе сметной документации (локальных смет) по проектным данным.
Практика «открытых» расценок с вынесением основного ценообразующего материала за строку расценки была применена при разработке ТЕР Санкт-Петербурга и хорошо себя зарекомендовала при составлении и проверке сметной документации. Этот же подход предлагался еще в 1999 году Госстрою России, который отвечал за подготовку и выпуск сметно-нормативной базы 2001 года. К сожалению, это предложение Госстроем не было принято и федеральные расценки вышли в основном «закрытыми». Практика применения таких расценок привела к тому, что при переходе путем индексации от базисной стоимости материалов к условной «текущей» стоимости, полученная таким образом условная «текущая» стоимость многих материалов может значительно превышать их реальную текущую стоимость.
И здесь вскрывается другая методическая ошибка сметно-нормативной базы 2001 года.
Согласно п. 4.2.
- используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключением случаев, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика)».
Т.е. если следовать п. 4.2
Проектные организации при разработке сметной документации на объекты, финансируемые за счет бюджетных средств, оказываются в крайне уязвимом положении.
С одной стороны, проектировщики обязаны следовать п. 4.2.
С другой стороны, перед сотрудниками экспертизы стоит задача проверить достоверность сметной стоимости строительства объектов. И здесь эксперты понимают свою роль в проверке «достоверности» по разному. Одни, понимая, что Сборник ФССЦ из сметно-нормативной базы 2001 года (с фиксацией базисных цен на материальные ресурсы по состоянию на 01.01.2000 года) не пересматривался уже 17 лет, и при переходе от базисных цен к текущим ценам путем индексации получается большое расхождение по сравнению с реальными текущими ценами на материалы, т.е. по своей сути или Сборник ФССЦ или индексы являются «недостоверными», заставляют проектировщиков производить замену основных ценообразующих материалов (следует заметить, что с другими материалами может быть и противоположный результат, когда при переходе от базисных цен к текущим ценам путем индексации получается заниженная цена материалов, по сравнению с их реальными текущими ценами). Другие, твердо следуя указаниям п. 4.2
Методологические ошибки сметно-нормативной базы 2001 года и, частности Сборника ФССЦ, наносят прямой ущерб бюджету России и доставляют головную боль всем: Заказчикам, проектировщикам и экспертизе.
Решение этой проблемы видится в скорейшем пересмотре сметно-нормативной базы, но последние события в Минстрое и в ФЦЦС говорят о том, что в ближайшее время этого не произойдет.
Мнение редакции по рассмотренному вопросу остается неизменным. Мы выступаем за то, чтобы расценки были «открытыми» и у Заказчиков и проектировщиков было право заменять основные ценообразующие материалы, включенные в расценки, на реально применяемые в пооекте.