Разъяснения об отмене МДС 81-35.2004

Разъяснения об отмене МДС 81-35.2004

Прочитана в интернете, что МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» отменен. Какой документ должен заменить этот МДС?

Ответ

По состоянию на момент подготовки ответа (январь 2019 года) «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) является действующим документом и включена в Федеральный реестр нормативных документов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, под номером 85.

В рамках разработки новых нормативно-методических документов Минстрой представил для обсуждения уже третий вариант проекта новой Методики - «Методики определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории Российской Федерации», которая, в перспективе, может быть утверждена взамен МДС 81-35.2004. Как и другие нормативно-методические документы, утвержденные Минстроем в 2016-2018 г.г., проект новой Методики имеет много недоработок, устранять которые Минстрой предложил строительному сообществу.

Союз инженеров-сметчиков направил свои предложения, и часть этих предложений в третьем варианте проекта Методики была учтена. Ниже приведены пункты из третьего варианта проекта Методики с предложениями Союза инженеров-сметчиков о внесении изменений и дополнений, а также информация о том, какие предложения Минстроем были приняты:

1.   Не указана организация-разработчик проекта Методики.

2.   Предложено дополнить Методику разделами «Порядок формирования договорных цен на строительную продукцию» и «Порядок расчетов за выполненные работы». Такие разделы были приведены в «Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94» и «Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-1.99».

3.   В пункте 3.1.3 (о затратах, включаемых в СМР) не учтено предложение о порядке учета в сметной документации затрат на разницу в стоимости электроэнергии, получаемой от стационарных и передвижных источников электроэнергии.

4.   В пункт 3.3.16 внесено дополнение о том, что:

«К обосновывающим документам относятся коммерческие предложения производителей (поставщиков), сведения о тарифах, утверждаемых органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством, ценах и тарифах

специализированных организаций, публикуемые в форме публичной оферты, в случаях, когда законодательством не предусмотрено государственное регулирование стоимости соответствующих работ и услуг.».

5. Пункт 3.4.10 изложен в следующем виде:

«В локальные сметные расчеты (сметы) могут быть дополнительно включены затраты на эксплуатацию машин и механизмов. Необходимость дополнительного учета таких затрат должна быть определена положениями методик и (или) технических частей сборников сметных норм при соответствующем обосновании проектной и иной технической документацией.».

Признавая правильность и целесообразность данного пункта, нет ясности в том, как с принятием проекта Методики данный пункт будет корреспондироваться с пунктом 5.3 «Методики применения сметных норм», утвержденной приказом Минстроя от 29.12.2016 № 1028/пр, так как указанный пункт говорит о невозможности корректировки сметных норм в части использования, в соответствии с ПОС, машин и механизмов:

«5.3. Сметные нормы корректировке не подлежат, в том числе, когда проектной документацией предусмотрено:

•     использование строительных машин и механизмов, не учтенных в сметных нормах, не меняющих принципиально технологические и организационные схемы производства работ;

•     использование в соответствии с ПОС машин и механизмов, технические характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, но при этом принципиально не меняются технологические и организационные схемы производства работ;

•     выполнение работ вручную и (или) с использованием средств малой механизации. При этом сметными нормами учтено применение машин и механизмов или иных технических средств.».

Проверяющие могут рассматривать включение в локальные сметы дополнительных затрат на эксплуатацию машин и механизмов на основании п. 3.4.10 как корректировку расценок.

6. Учитывая увеличение затрат труда инженеров-сметчиков на расчет транспортных затрат, нами было предложено выполнять расчет транспортных затрат только по основным ценообразующим материалам. Предложение было учтено, и пункт 3.4.21 был изменен и дополнен:

«3.4.21. Расчет стоимости перевозки в порядке, определенном методиками применения сметных цен строительных ресурсов и определения затрат на доставку грузов для строительства осуществляется для материалов, изделий и конструкций, являющихся ресурсами-представителями в основных группах. Формирование групп производится по видам материальных ресурсов согласно классификатору строительных ресурсов на основании ресурсной ведомости, разрабатываемой на основании локальных сметных расчетов (смет) по стройке.

Выбор ресурса-представителя производится с учетом наибольшего удельного веса в общей стоимости материальных ресурсов, полученной с использованием информации о сметных ценах. К основным относятся группы, удельный вес которых в общей сметной стоимости материалов, изделий и конструкций составляет не менее 85 процентов. Остальные группы относятся к вспомогательным.

Расчет стоимости перевозки для материалов, изделий и конструкций, включенных в основные группы, но не являющихся ресурсами-представителями, выполняется на основании коэффициента транспортных затрат, рассчитываемого для ресурса-представителя группы. Указанный коэффициент определяется как отношение стоимости перевозки и сметной цены.

Расчет стоимости перевозки для материалов, изделий и конструкций вспомогательных групп выполняется на основании коэффициента транспортных затрат, рассчитываемого для основных групп ресурсов. Указанный коэффициент определяется как отношение суммарной стоимости перевозки и сметных цен с учетом количества материалов, изделий и конструкций.».

Несмотря на то, что указанный пункт не является идеальным решением проблемы и потребует дальнейших корректировок, считаем, что это шаг в правильном направлении.

7. Не было учтено предложение о том, что в пункте 3.4.26 отсутствует какая-либо информация об учете затрат на оборудование, не прописан порядок отнесения неучтенных материальных ресурсов к «материалам» и «оборудованию».

«3.4.26. В отдельных сборниках ГЭСНм не учтены и подлежат дополнительному учету в локальных сметных расчетах (сметах) следующие виды материальных ресурсов:

•     материальные ресурсы, используемые для индивидуального испытания смонтированного оборудования, сушки и других целей, электроэнергия, газ, пар, вода, воздух, топливо, средства для обезжиривания, промывки технологических трубопроводов и др. Количество указанных материальных ресурсов определяется на основании их расхода, приведенного в приложениях к сборникам ГЭСНм;

•     материальные ресурсы, расход которых зависит от проектных решений. Перечень указанных материалов, изделий и конструкций приводится в технических частях или приложениях к соответствующим сборникам ГЭСНм, нормы расхода материальных ресурсов принимаются на основании данных, приведенных в приложениях к сборникам сметных норм, при их отсутствии - в порядке, приведенном в Методике.».

Если предполагается использовать таблицу приложения № 6 «Перечень материалов и изделий, не подлежащих включению в элементные сметные нормы на монтаж и учитываемых как оборудование» из «Методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы», то нужно сделать конкретную ссылку.

8. Не было учтено предложение об уточнении места хозяйственного инвентаря. Хозяйственный инвентарь всегда относили к прочим затратам и не относили к стоимости оборудования. Пункт 3.4.29 изложен в следующем виде:

«3.4.29. Для объектов непроизводственного назначения сметная стоимость производственного и хозяйственного инвентаря относится к сметной стоимости оборудования.».

9. Пункт 3.4.37 в проекте Методики изложен в следующем виде:

«3.4.37. Сметные затраты на установку лабораторного оборудования и мебели, на монтаж которых отсутствуют сметные нормы, определяются в зависимости от условий поставки и подключения к системам инженерно-технического обеспечения в процентах от их сметной стоимости в соответствии с таблицей 1.».

Не учтено предложение изложить пункт 3.4.37 в следующей редакции:

«3.4.37. Сметные затраты на установку лабораторного оборудования и мебели, на монтаж которых отсутствуют сметные нормы, определяются в зависимости от условий поставки и подключения к системам инженерно-технического обеспечения в процентах от их сметной стоимости с учетом затрат по их доставке и заготовительно-складских расходов в соответствии с таблицей 1».

10. Пункт 3.4.39 изложен в следующем виде:

«3.4.39. В локальных сметных расчетах (сметах) сметная стоимость накладных расходов и сметной прибыли приводится:

•      по итогу каждой позиции.».

Не учтено предложение относить данное решение только к накладным расходам, а в части сметной прибыли - по итогу раздела сметы.

11. Не учтено предложение в пункте 3.4.41 (о применении К = 1,15 - к затратам труда рабочих и К= 1,25 - к нормам времени на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затратам труда машинистов, при определении сметных затрат на ремонтно-строительные работы и работы по реконструкции объектов капитального строительства по сметным нормам, включенным в сборники ГЭСН (аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов)), сделать ссылку на пункты 8.7.1. и 8.7.2. «Методики применения сметных норм», утвержденной приказом Минстроя от 29.12.2016 № 1028/пр.

12.          В пункте 3.4.46 не было учтено предложение об учете затрат на пусконаладочные работы для объектов непроизводственного назначения, не связанных с получением дохода от реализации продукции:

«3.4.46 При разработке сметной документации для объектов непроизводственного назначения (не связанных с получением дохода от реализации продукции) все затраты на проведение пусконаладочных работ включаются в главу 9 (графы 7 и 8) сводного сметного расчета без разделения на затраты “вхолостую” и “под нагрузкой”.».

13.          В пункте 3.6.3 не было учтено предложение изменить название главы 12 Сводного сметного расчета на более короткое и традиционное:

Глава 12. Проектные и изыскательские работы. Авторский надзор.

В Методике приводится следующий вариант:

Глава 12. Публичный технологический и ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы.

В связи с тем, что при внебюджетном финансировании широко распространена практика определения затрат на содержание службы Заказчика в процентах от затрат по сумме глав 1-9 и главы 12, предлагалось поменять местами главы 10 и 12. Тогда затраты на содержание службы Заказчика можно было бы определять в процентах от затрат по сумме глав 1-10.

Глава 10 Проектные и изыскательские работы. Авторский надзор.

Глава 12 Содержание службы заказчика. Строительный контроль.

Но такое предложение не было учтено.

14.         В соответствии с пунктом 3.6.7 и Приложением 2 Методики «Перечень работ и затрат, включаемых в главу 1 Сводного сметного расчета», перечень работ и затрат не был дополнен предложением учитывать в 1 главе ССР расходы застройщиков на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, расходы, связанные с обременением государственных и муниципальных органов, т.е. тех затрат, которые предусматривались проектом федерального закона № 305782-5 «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры».

15.         Согласно п. 3.6.19 проекта Методики в главу 9 включается сметная стоимость прочих работ и затрат, не учитываемых в других главах Сводного сметного расчета. Перечень и подходы к определению основных видов прочих работ и затрат приведены в приложении 2 Методики. Перечень прочих работ и затрат в приложении 2 весьма ограничен и составляет всего 15 пунктов. В пункте 3.6.20 проекта Методики сказано:

«3.6.20. Перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета, указанный в приложении 2 Методики, не является исчерпывающим и может быть дополнен затратами, учитывающими специфические особенности строительства и относимыми на капитальные вложения, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городов федерального значения и при соответствующем обосновании проектной и иной технической документацией.».

Если перечень прочих работ и затрат в приложении 2 не будет дополнен, то многие затраты, которые будут иметь место, не смогут быть включены в сметную документацию, так как, в настоящий момент, такого рода затраты включаются в 9 главу ССР на основании отдельных писем Росстроя, Минре- гиона или Минстроя. Но, с утверждением в составе новой Методики пункта 3.6.20 в такой редакции возможность включить в смету отдельные виды прочих работ и затрат на основании отдельных писем уже будет невозможно, а выпустить нормативный правовой акт (Закон, Указ Президента, Постановление Правительства, приказ министерства, ведомства и других органов исполнительной власти) по отдельным видам прочих работ и затрат представляется крайне маловероятным. Необходимо либо вносить изменения в п. 3.6.20 проекта Методики, либо дополнять Приложение 2.

Ниже приведен перечень прочих работ и затрат, предложенный «Союзом инженеров-сметчиков» к включению в Приложение 2 проекта Методики «Рекомендуемый перечень основных видов прочих затрат и порядок определения их стоимости»

 


п/п

Номер глав сводного сметного расчета, наименование работ и затрат

Порядок определения и обоснования стоимости работ и затрат

Порядок включения работ и затрат в сводный сметный расчет

1

2

3

4

Глава 9

1.

Затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

2.

Затраты, связанные с работой в вечернее и ночное время

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 4 и 8

3.

Затраты, связанные с работой в выходные и праздничные дни

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 4 и 8

4.

Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8


 

 


п/п

Номер глав сводного сметного расчета, наименование работ и затрат

Порядок определения и обоснования стоимости работ и затрат

Порядок включения работ и затрат в сводный сметный расчет

1

2

3

4

5.

Дополнительные затраты по усиленной охране объектов строительства специализированными организациями

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

6.

Затраты на содержание существующей проезжей части при реконструкции дорог

Определяются расчетом при условии, что по ПОС проезжая часть отнесена к площадке строительства

Графы 7 и 8

7.

Затраты на очистку (мойку) колес автотранспорта на строительных площадках (при наличии требования администрации региона по установке пунктов очистки (мойки) колес)

Определяются расчетом на основе данных ПОС

Графы 4, 7 и 8

8.

Дополнительные затраты при получении электроэнергии от передвижных электростанций

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 4 и 8

9.

Затраты на аренду дополнительных площадок для нужд строительства

По расчету на основании ПОС

Графы 7 и 8

10.

Затраты на погрузо-разгрузочные работы на перевалочных базах

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 4 и 8

11.

Затраты по наблюдению в ходе строительства за осадкой зданий и сооружений, возводимых на проса- дочных, вечномерзлых, насыпных грунтах и уникальных объектов

Определяются расчетом на основании проектных решений и программы наблюдений

Графы 7 и 8

12.

Затраты на мероприятия по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящихся объектов

Определяются расчетом на основании проектных решений и программы наблюдений

Графы 7 и 8

13.

Затраты на оплату возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами массой свыше 12 т

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

14.

Затраты по аренде специальной авиационной техники для производства СМР

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

15.

Затраты по содержанию и эксплуатации объектов природоохранного назначения (очистные сооружения и т.д.)

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

16

Затраты, связанные с использованием строительных отрядов, организованным набором рабочих

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

17.

Затраты, связанные с мероприятиями по поиску и захоронению останков погибших во время Великой Отечественной войны

В размере 0,1 % от итогов глав 1-8 ССР

Графы 7 и 8

18.

Затраты на энергетическое обследование построенных объектов

Определяются расчетом на основании ПОС

Графы 7 и 8

19

Затраты на пропуск ливневых и паводковых вод

Определяются расчетом на основании ПОС

Г рафы 7 и 8


16. Пункт 3.6.28 проекта Методики по определению размера средств, включаемых в главу 12 Сводного сметного расчета, изложен в следующей редакции:

«3.6.28. Учет остальных затрат в главе 12 осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.».

Не было учтено предложение:

В главу 12 ССР включить, в соответствии с письмом Минрегиона России от 02.05.2014 г. № 10953-ИП/08, затраты на разработку ППР по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

17. Не было учтено предложение о внесении изменений и дополнений в части резерва средств на непредвиденные работы и расходы.

По резерву средств на непредвиденные работы и расходы в размере 2 % и 3 % необходимо отметить, что данные размеры отражали состояние экономики (и состояние строительной отрасли) России в 1990-2000 годы, когда за счет бюджета строилось ограниченное количество жилых зданий, школ, поликлиник и т.д., и практически не строилось крупных объектов (карьеры, шахты, заводы, фабрики, электростанции, крупные мосты, аэропорты, морские порты и т.д.).

В настоящий момент развернулось строительство крупных промышленных объектов, объектов транспортной инфраструктуры, и есть настоятельная необходимость дополнить Методику в части размера резерва средств на непредвиденные работы и затраты по примеру приложения 9 к «Инструкции о составе, порядка разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 1.02.01-85, где размер резерва был предусмотрен:

1.   При двухстадийном проектировании:

•      на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:

•    горно-обогатительных комбинатов, железорудных шахт и карьеров, горнорудных предприятий цветной металлургии и химии, угольных шахт и разрезов, объектов обустройства нефтяных и газовых промыслов, гидроэлектростанций, атомных электростанций, метрополитенов, тоннелей различного назначения и крупных мостов с опорами глубокого заложения на сваях-оболочках или буровых сваях, а также мостов с железобетонными пролетными строениями длиной более 80 м и металлическими пролетными строениями длиной более 100 м, уникальных технически сложных общественных зданий и сооружений - 10%;

•    металлургических и химических комбинатов и заводов, нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химико-фармацевтических заводов, обогатительных фабрик, объектов мелиоративного строительства, предприятий микробиологической промышленности, морских гидротехнических сооружений (причалов, молов и волноломов на глубине 13 м и более) - 7%;

остальных предприятий и сооружений промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, общественных зданий и сооружений (кроме жилых домов) - 5%;

•    жилых домов - 3%.

•      на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам:

•    общественных зданий и сооружений, жилых домов, строящихся по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам - 2%;

•    объектов производственного назначения, входящих в состав проекта и строящихся по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам - 3%.

2. При одностадийном проектировании:

•      производственных зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, жилых домов, сооружаемых по вновь разрабатываемым индивидуальным проектам - 3%;

•      общественных зданий и сооружений, возводимых по индивидуальным проектам - 5%;

•      общественных зданий и сооружений, жилых домов, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам - 2%.

18. В части раздела об определении размера средств, предусматриваемых за итогом Сводного сметного расчета не было учтено предложение дополнить пункт 3.6.32 абзацем про упрощенную систему налогообложения, как это было в п. 4.100 МДС 81-35.2004:

«В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.».

19. Не было учтено предложение дополнить проект Методики пунктом о возвратных суммах по аналогии с п. 4.100.1 МДС 81-35.2004:

«4.100.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

•     от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

•     материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

•     мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

•     материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).».

20. Предлагается дополнить проект Методики приложениями «Коэффициенты к нормам затрат труда, оплате труда рабочих (с учетом коэффициентов к расценкам из технической части сборников), нормам времени и затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины), для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами (на строительные и специальные строительные работы, монтаж оборудования (монтажные работы), ремонтно-строительные работы, пусконаладочные работы)», что позволит правильно определять сметную стоимость, и повысит удобство пользования Методикой.

21. В Приложении 1 «Термины и определения» уточнено определение «Материальные ресурсы»: «Материальные ресурсы - материалы, изделия, конструкции и оборудование, используемые при

строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.».

(включено наше предложение и исключены слова «включенные в классификатор строительных ресурсов», так как не все материальные ресурсы будут включены в классификатор. При сохранении старой редакции нельзя было бы включить в смету те ресурсы, которые не будут по каким-то причинам включены в классификатор).

22. В этом же Приложении приведено определение текущего уровня цен:

«Текущий уровень цен - уровень цен, сложившийся на дату представления сметной документации для проведения проверки достоверности сметной стоимости.».

Не было включено предложение конкретизировать понятие текущей цены, так как, кроме даты представления сметной документации на проверку, есть дата получения заключения экспертизы, дата объявления заказчиком торгов, а эти даты могут быть разнесены во времени.

Приложение 1 «Термины и определения» не было дополнено определениями «модернизация», «техническое перевооружение», «красные линии строительства» и «полоса отвода линейных сооружений» (введение таких определений позволило бы инженерам-сметчикам правильно и обоснованно определять стоимость работ, например, применять коэффициенты 1,15 и 1,25 при «модернизации» объектов, так как «модернизация» - частный случай «реконструкции»).

23. В Приложении 3 «Формы сметной документации» не было учтено предложение:

или добавить еще одну форму: «Локальная ресурсная ведомость №» по образцу № 5а из приложения 2 к МДС 81-35.2004:


п.п.

Шифр, номера нормативов и коды ресурсов

Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса

Единица из- мерения

Количество

на единицу

общая

     1

2

3

4

5

6


  или привести совмещенную форму:


п/п

Обоснование (шифр сметной нормы, код строительного ресурса, методика)

Наименование работ, затрат, строительных ресурсов

Единица из- мерения

Количество

Сметная стоимость, руб.

на единицу

общая

на единицу

общая

1

2

3

4

5

6

7

8


1.    Учтено предложение привести форму сметы на проектные (изыскательские) работы, составленную по справочникам базовых цен на проектные и изыскательские работы для строительства по аналогии с образцом № 2п из приложения № 2 к МДС 81-35.2004.

В Приложении 3 проекта Методики добавлены формы 6 («Смета на проектные (изыскательские) работы») и форма 7 («Смета на проектные и изыскательские работы»).

25. В Приложении 6 «Примеры заполнения форм сметных расчетов» приведен пример заполнения формы локального сметного расчета (сметы) с начислением сметной прибыли по каждой расценке. Предлагается начислять сметную прибыль по итогу раздела локальной сметы.

26. Проект Методики перегружен ссылками на другие «Методики» по определению отдельных видов сметных затрат. Это делает Методику неудобной в применении, так как ее все время придется применять вместе со всеми другими Методиками. Предлагается все основные положения по определению сметной стоимости изложить в данной Методике. Это сделает ее более удобной (практичной) в пользовании.

Источник:  Консультации и разъяснения №1 2019 (93)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~r7Mnl
VkOkYaMm
3.58
6
Посмотрите похожие материалы Вопрос-ответ