В Технической части к Сборнику 6 есть пункт 1.6.39:
«1.6.39. В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, время их эксплуатации следует учитывать дополнительно в объеме, равном времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.».
В составе затрат норм на устройство железобетонных плит перекрытий есть следующие машины и механизмы:
- краны башенные;
- краны на автомобильном ходу;
- автопогрузчики;
- установки для сварки;
- вибратор поверхностный;
- пила цепная;
- автомобили бортовые.
Какая из этих машин считается «ведущей машиной»?
Эксперт считает ведущей машиной вибратор и учет времени работы автобетоносмесителю предлагает учитывать именно по времени работы вибратора.
Ответ
Для сметного дела необходимы познания в технологии производства строительных работ. В частности, для чего нужно вибрировать бетон? Чтобы удалить из бетонной смеси пузырьки воздуха, сделать бетон более плотным, а кроме того вибрирование повышает текучесть бетонной смеси, что позволяет ей более равномерно заполнять форму опалубки. В настоящее время разработаны и применяются бетоны, не требующие обязательного вибрирования при укладке. Вибратор не является ведущей машиной при укладке бетонной смеси.
Ведущей машиной при укладке бетонной смеси традиционным способом, т.е. с помощью башенного крана и бадьи (такая технология заложена в большинстве норм и расценок Сборника № 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»), является башенный кран. Но башенный кран применяется не только при укладке бетона, но и при установке арматуры и монтаже опалубки. По этой причине нельзя прямо следовать указанию пункта 1.6.39 Технической части и приравнивать дополнительное время работы автобетоносмесителя ко времени работы крана.
При определении дополнительного времени автобетоносмесителя ко времени работы крана целесообразно применить коэффициент, учитывающий долю времени работы крана только на бетонирование (применительно к пункту 1.6.44 Технической части Сборника - 60 % при неармированных бетонных конструкциях и 45 % при армированных железобетонных конструкциях).