Увеличение цены договора в связи с повышением налоговой ставки НДС

Организация-заказчик в 2018 г. заключила договор с подрядчиком об оказании услуг (работ) по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В договоре указано, что цена за выполненные работы (услуги) включает ставку НДС в размере 18% и срок исполнения договора - 2018 г. При этом договор с подрядчиком не предусматривал условия изменения цены в договоре. Однако работы (услуги) не были выполнены в 2018 г.

Правомерно ли требование подрядчика при окончательном расчете за выполненные работы (услуги) в 2019 г. увеличить цену договора в связи с повышением налоговой ставки НДС на 2%?

Ответ

Подрядчик не вправе требовать увеличения цены договора об оказании услуг (работ) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) в связи с увеличением размера ставки НДС при окончательном расчете за выполненные работы (услуги) в 2019 г.

Обоснование.

Федеральным законом от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрено повышение с 1 января 2019 г. ставки НДС с 18 до 20%, указанной в п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках договоров, заключенных до указанной даты, Законом № 223-ФЗ не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.08.2018 № 03-07- 05/55290).

Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 г., применяется ставка по НДС в размере 20%, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ устанавливает, что стороны договора, которые осуществляют закупки на его основе, обязаны разрабатывать положение о закупках.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, а также условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, решающее значение имеет цена, согласованная сторонами в ходе осуществления закупки и указанная в договоре (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

При этом внесение изменений в договор должно осуществляться в порядке, предусмотренном положением о закупке, если такая возможность предусмотрена положением и указана в конкретном договоре (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Информационное письмо Минфина России от 29.11.2018 №24-01- 07/86352).

Следовательно, для целей отношений, регулируемых Законом № 223-ФЗ, имеет значение именно цена, согласованная сторонами в ходе осуществления закупки и указанная в договоре, вне зависимости от того, включает она НДС или нет.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. п. 1, 2 ст. 424, п. 1 ст. 450 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ сумма налога предъявляется дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», по смыслу положений п. п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

Следовательно, по нашему мнению, изменение ставки по НДС с 18 до 20% в данной ситуации не влечет изменение цены договора, поскольку договор с подрядчиком содержит условие о том, что цена не подлежит изменению, и подрядчик не вправе требовать увеличения цены договора в связи с увеличением размера ставки НДС при окончательном расчете за выполненные работы (услуги) в 2019 г.

С.М. Дмитричева, эксперт ЗАО «Сплайн-Центр»

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2019 (95)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~PQYo3
VkFbOkYaMmTwG+
3.44
2
На форуме