Внесение изменений в контракт на выполнение работ по строительству за счет средств бюджета

Внесение изменений в контракт на выполнение работ по строительству за счет средств бюджета

Какие возможности есть у Заказчика на внесение изменений в контракт на выполнение работ по строительству за счет средств бюджета в части объемов и видов работ?

Ответ

Данный вопрос относится скорее к правовым вопросам, чем к сметным, но попробуем на него ответить.

Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении определяются статьей 95 «Изменение, расторжение контракта» закона № 44-ФЗ от 05.04.2013.

В соответствии с частью I статьи 95 закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной статьей.

«Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;».

С 1 июля 2019 года Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

«в пункте 1:

подпункт «б» после слов «увеличиваются предусмотренные контрактом» дополнить словами «(за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия)»;

дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;».

Таким образом, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия выведены из-под действия подпункта «б» п. 1 ч. 1 ст. 95.

Если по 44-ФЗ Заказчик согласно п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 имел право на внесение изменений в объемы работ, то согласно п.п. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95, дополненному 71-ФЗ, кроме изменения объемов работ появилось право «изменения видов выполняемых работ по контракту».

По общему правилу объем работ и виды работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ позволяла изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению Заказчика) в пределах десяти процентов и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяла. Приведенная норма также ставит в зависимость изменение цены контракта от изменения объема работ, который также не может превышать десять процентов.

Внесенные 71-ФЗ изменения позволяют Заказчику с 1 июля 2019 изменять не только объем работ, но и виды выполняемых работ по контракту на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Возможность изменения объема и (или) видов выполняемых работ должна быть предусмотрена в документации о закупке, условиями контракта и не должна приводить к изменению предмета закупки (контракта).

Необходимость изменения объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту может быть вызвана внесением изменений в проектную документацию или уточнением проектных решений в рабочей документации, разрабатываемой в процессе исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае, если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы.

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 Град, кодекса РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, ... подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Повторная проверка достоверности определения сметной стоимости проводится только в случае, если после получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства увеличилась. Проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости, если изменения, внесенные в проектную документацию, не приводят к увеличению сметной стоимости, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427 (ред. от 22.10.2018) «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства...» не предусмотрено (письмо Минстроя России от 21 апреля 2017 г. № 14094-СМ/09 и др.).

Измененные виды работ по контракту должны быть технологически связаны между собой и не могут являться самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили контракт.

Под технологически связанными видами работ понимаются работы, выполнение которых обеспечивает создание (установку, монтаж или ремонт) или демонтаж конструктивного элемента или конструкции, оборудования, предусмотренного проектным решением (технической документацией).

Также допускается изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, в том числе за счет дополнительных работ, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации и смете, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения Подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата, с учетом положений норм статьи 743 ГК РФ.

Дополнительными могут быть работы, относящиеся к предусмотренным контрактом видам работ. Не могут быть признаны дополнительными работы, которые являются самостоятельным объектом строительства, в связи с чем, для их выполнения требуется размещение заказа в установленном действующим законодательством порядке.

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2019 (95)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~IAK8z
VkOkYaMm
3.35
2