Вопрос определения стоимости пусконаладочных работ в слаботочных системах

С введением в действие сметно-нормативной базы в редакции 2017 года с измененными положениями Технических частей Сборников ФЕРм 10 и ФЕРп 02 возник новый повод для разногласий по вопросу определения стоимости пусконаладочных работ в слаботочных системах, таких как системы охранного телевидения, охранно-пожарной сигнализации, охраны периметра, контроля и управления доступом и др.

Наше предприятие занимается монтажом и наладкой слаботочных систем, в том числе систем охранного телевидения (СОТ). При оснащении СОТ цифровыми камерами и специализированным программным обеспечением «Интеллект» значительно расширяется функционал системы. Система безопасности на базе программного комплекса «Интеллект» (и ему подобных) позволяет интегрировать в систему видеонаблюдения систему охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систему охраны периметра, систему контроля и управления доступом (СКУД), систему газоанализа, аудиоконтроль в согласованно работающую инфраструктуру. Дополнительные функциональные модули позволяют решать широкий спектр задач, таких как контроль кассовых операций, распознавание автомобильных номеров, интеллектуальный поиск по архиву, удаленное управление шлейфами и релейными блоками, тревожный монитор, вывод данных и возможность управления с удаленных рабочих мест и диспетчерских пунктов, защиту данных, распределение зон доступа к системе, выявление оставленных предметов и т.п.

В зависимости от того, является ли объект, на котором устанавливается система, автономным (без присутствия персонала), например, автоматическая АЗС, или управляемым персоналом, используется различный по составу и количеству модулей набор программного обеспечения:

1ПО «Интеллект», ядро системы;

2ПО «Интеллект», лицензия на подключение 1 видеокамеры;

3ПО «Интеллект», модуль контроля кассовых операций POS-Intellect;

4ПО «Интеллект», обработки звуковых сигналов, за канал Intellect;

5ПО «Интеллект», удаленное рабочее место (УРМ);

6Система защиты Guardant (1TV) Guardant;

7Программное обеспечение «АВТО-Интеллект» «Ураган» Fast-4;

8ПО обработки реле лучей 4x4;

9ПО мониторинг - Агент контроля;

10ПО Переговорное устройство;

11ПО модуль интеграции ОПС;

12ПО модуль интеграции СКУД;

13ПО модуль управления ИСО;

14ПО исполнительное устройство.

В первом случае используется весь набор модулей ПО, во втором случае, это модули с п. 1 по п. 6 включительно.

При определении сметной стоимости ПНР по данному виду систем у нас возникают разногласия с Заказчиком. Заказчик считает, что расценки на установку видеокамер ФЕРм 10-10-001-01 и ФЕРм 10-10-001-02, учитывают весь комплекс работ по настройке и фокусировке видеокамер, ссылаясь на состав работ по данным расценкам, поэтому дополнительно ППР по настройке ПО на верхнем уровне системы (сервер, УРМ), трудоемкость которых зависит от количества видеокамер и программных модулей, в сметной документации не должны учитываться. Для установки модулей ПО Заказчик рекомендует «применительно» использовать расценку ФЕРм 10-03-002-11 «Электрическая проверка и регулировка плат разных» (по количеству модулей ПО), а для настройки всей системы в целом - ФЕРм 10-06-068-16 «Программирование сетевого элемента и отладка его работы (мультиплексор, регенератор)» в количестве 1 шт. на всю систему вне зависимости от количества камер, модулей и функцио- нача ПО. Свою позицию по этому вопросу Заказчик обосновывает тем, что затраты по настройке оборудования связи должны определяться по Сборнику ФЕРм № 10 «Оборудование связи», сметная трудоемкость которых, по его мнению, достаточная, а также ссылается на Техническую часть

Сборника ФЕРп № 02 «Автоматизированные системы управления», в которой сказано, что расценки Сборника не предназначены для систем видеонаблюдения.

Мы же считаем, что последнее утверждение справедливо только для расценок отдела 01 Сборника ФЕРп № 02 и не относится к расценкам отдела 02 «Аппаратно-программные средства вычислительной техники». Кроме того, расценки на установку видеокамер из отдела 10 Сборника ФЕРм №10 «Оборудование связи» не учитывают затрат на установку и настройку специализированного ПО на оборудование верхнего уровня (сервер, УРМ), проведение испытаний всей системы СОТ в целом, а трудозатраты по предложенным расценкам на настройку в разы ниже фактических. Таким образом, сметная стоимость данных работ ниже реальных затрат подрядной организации и в целом сложившейся рыночной стоимости в этом сегменте. Сметную стоимость ПНР СОТ для подобных систем мы предлагаем определять по расценкам отдела 02 ФЕРп № 02:

1) ФЕРп 02-02-001-01 «Инсталляция специализированного ПО» (по количеству модулей ПО);

2) ФЕРп 02-02-003-01 «Функциональная настройка ПО (по количеству функций на основании программы ПНР);

3) ФЕРп 02-02-004-... «Автономная наладка системы» (категорию выбираем в зависимости от количества настраиваемых функций на основании программы ПНР);

4) ФЕРп 02-02-005-... «Комплексная наладка системы» (категорию выбираем в зависимости от количества настраиваемых функций на основании программы ПНР);

5) ФЕРп 02-02-006-... «Предварительные испытания АС» (категорию выбираем в зависимости от количества настраиваемых функций на основании программы ПИР);

6) ФЕРп 02-02-007-... «Приемосдаточные испытания АС» (категорию выбираем в зависимости от количества настраиваемых функций на основании программы ПИР).

Общая сметная трудоемкость работ по данным расценкам соответствует фактической.

По нашему мнению, структура ПИР СОТ (как законченного процесса) соответствует структуре ПИР, указанной в Технической части отдела 02 сборника ФЕРп 02, а именно: автономная наладка, комплексная наладка, предварительные и приёмосдаточные испытания. Исключение какого-либо этапа, или всех этих расценок из сметы нарушает смысл, заложенный разработчиками расценок на установку и настройку ПО.

Просим помочь в решении наших разногласий.

Ответ

При работе с действующей сметно-нормативной базой следует принимать во внимание, что большая часть расценок Сборника на монтаж оборудования № 10 «Оборудование связи» морально и физически устарела, поскольку разрабатывались они для приборов и аппаратов, выпущенных 40 ч- 50 лет тому назад. В ходе реформ сметно-нормативной базы были внесены изменения в ряд расценок и в Техническую часть Сборника, но они могут противоречить расценкам и Техническим частям прочих монтажных и пусконаладочных Сборников. Соответственно, со ссылкой на императив и прочие разъяснения следует руководствоваться следующим правилом: если документы (равнозначные) дают разную трактовку события, в первую очередь следует руководствоваться требованием документа, имеющего к событию большее отношение, и в меньшей степени опираться на дату их выпуска.

Расценки на монтаж видеокамер (ФЕРм 10-10-001-01 и пр.) действительно включают в себя: подключение камеры видеонаблюдения к сети, настройку сетевых параметров, настройку изображения и фокуса. Однако, работы, выполняемые по этим расценкам, относятся сугубо к автономной наладке. Следует понимать, что интеграция видеокамеры в автоматизированную систему происходит через череду промежуточных программируемых контроллеров, сервера, АРМ и прочих цифровых элементов системы, затраты на наладку которых определяются расценками Сборника на пусконаладочные работы ФЕРп 02, и в состав работ по монтажу видеокамеры не входят. В зависимости от нормативного документа этот вид работ могут еще называть: индивидуальная наладка или комплексная наладка единицы оборудования. Таким образом, при монтаже и наладке системы должно выполняться требование п. 1.3. СНиП 3.05.05-84 (СП 75.13330.2011). Кроме того, следует руководствоваться требованиями: ГОСТ 34.201-89 (Комплекс стандартов на автоматизированные системы), СНиП 3.05.07-85 (СП 77.13330.2016 Свод правил. Системы автоматизации. Актуализированная редакция СНиП 3.05.07-85) и прочей НТД.

Согласно положений Технической части Сборника на монтаж оборудования № 10 «Оборудование связи» (п. 1.10.8 - здесь и далее ссылки на сметно-нормативную базу в редакции 2017 г.), видеокамеры должны быть серийными, укомплектованными, с загруженным системным и прикладным программным обеспечением. Если программное обеспечение в видеокамере отсутствует, требуются его инсталляция и функциональная настройка.

В общем случае состав пусконаладочных работ состоит из следующих этапов:

·Опробование - как правило, выполняется без применения средств измерений и состоит во внешнем осмотре и т.п. с целью обнаружения видимых (не скрытых) дефектов.

·Индивидуальные испытания (автономная наладка, комплексная наладка единицы оборудования) - процесс проверки и приведения в рабочее состояние (конфигурацию) полученного в монтаж оборудования, согласно рекомендаций завода-изготовителя, проектной или наладочной организации и НТД.

·Комплексная наладка автоматической или автоматизированной системы - состоит в наладке ее работы в целом, т.е. автономно настроенное и приведённое в рабочее состояние оборудование, включённое в иерархию системы, должно работать в соответствии с заданным техпроцессом и включает в себя автономную и комплексную наладку системы в целом.

Расценки таблицы ФЕРм 10-06-068 (п. 1.10.7 Технической части Сборника ФЕРм № 10) распространяются только на автоматические телефонные станции и никакого отношения к охранным системам, СКС и ЛВС не имеют, так же, как и расценка ФЕРм 10-03-002-01, относящаяся к междугородным линиям связи.

В п. 1.10.115 Технической части Сборника ФЕРм № 10 чётко сказано, что, если охранно-пожарная сигнализация сконструирована с применением программируемых контроллеров и автоматизированного рабочего места оператора на базе ПЭВМ и т.п., то монтаж этих цифровых приборов (кроме датчиков, видеокамер и прочих охранно-пожарных первичных преобразователей) должен осуществляться по Сборнику ФЕРм № 11, а их наладка - по соответствующим расценкам сборника ФЕРп № 02. В случае, если контроллеры автоматизированной системы не содержат программируемых чипов, процессоров и т.п., их наладка включена в состав работ по монтажу, для чего применяются расценки Сборника ФЕРм № 10.

Для работы автоматизированной системы, приведенной в вопросе, задействованы 14 видов программного обеспечения. Сама система относится к интегрированным (комплексным), подразумевающим диспетчерское управление несколькими самостоятельными одноуровневыми (простыми) автоматизированными системами: СОТ, ОС, ПС, СКУД, системой управления электроснабжением, СПИ и пр. и относится к третьей категории технической сложности АС.

Общее описание структуры программного комплекса «Авто-Интеллект», приведенное на странице https://doc.axxonsoft.com/confluence/pages/viewpage.action?pageId=137628850 , позволяет оценить (и проверить) реальные трудозатраты подрядной организации. Программирование (приведение программного обеспечения в рабочую конфигурацию) выполняется с помощью экранных форм и командной строки. Все выполняемые манипуляции с программным обеспечением должны отображаться в программе пусконаладочных работ, согласованной с Заказчиком, являющейся основанием для составления смет.

Так как на СОТ и СОУЭ, согласно положений Технической части Сборника ФЕРп 02, не распространяются расценки отдела 01, то расчёт трудозатрат производится расценками отдела 02.

Поэтому применение подрядной организацией расценок:

·ФЕРп 02-02-001-01 - Инсталляция и базовая настройка общего и специального программного обеспечения;

·ФЕРп 02-02-002-01 - Функциональная настройка общего программного обеспечения АС, количество функций - 1;

·ФЕРп 02-02-003-01 - Функциональная настройка специального программного обеспечения АС, количество функций - 1;

·ФЕРп 02-02-004-ХХ, ФЕРп 02-02-005-ХХ, ФЕРп 02-02-006-ХХ и ФЕРп 02-02-007-ХХ - автономная и комплексная наладка, предварительные и приёмосдаточные испытания, полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации. Технических частей Сборников и рекомендаций заводов-изготовителей, но требует детального обоснования объёмов работ.

При этом расценки отдела 01 Сборника ФЕРп № 02 должны применяться на всю интегрированную систему, а СОТ будет учитываться в составе каналов АСУ ТП III категории технической сложности как канал(ы) связи со смежными системами в зависимости от вида и количества каналов телемеханики, например, телефонная линия, радиоканал и пр.

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2019 (95)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~c6Eb8
VkFbOkYaMmTw
3.55
5
На форуме