Просим Вас рассмотреть следующий вопрос в части сметного нормирования строительства автомобильных дорог. При строительстве дороги щебень М 1200 доставляется от поставщика до объекта автомобилями-самосвалами на 30 км и сгружается на площадке для временного складирования материалов. С начала производства работ по устройству основания щебень грузится на автомобили-самосвалы и перевозится в среднем на расстояние 1 км. В сметах применены нормы таблицы ГЭСН 27-04-005 (3,4).
Заказчик не оплачивает стоимость погрузки щебня на месте складирования и перевозку до места укладки (в данном случае на расстояние 1 км), ссылаясь на то, что в нормах таблицы ГЭСН 27-04-005 (3,4) учтены погрузчики 5 тн и согласно п. 1.13 (абзац 2) Технической части Сборника № 27 «Автомобильные дороги» «В составе ГЭСН учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км».
Но, согласно Изменениям и дополнениям к ГЭСН-2001, Выпуск 1, (утверждены и введены в действие с 20 октября 2002 года постановлением Госстроя России № 127 от 15.10.2002 г.), п. 1.13 (абзац 2) технической части сборника № 27 «Автомобильное дороги» издан в следующей редакции: «В составе ГЭСН учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м». Получается, что погрузку щебня, песка и других инертных материалов на приобъектном складе и транспортировку от приобъектного склада до места укладки следует учитывать дополнительно.
Просим Вас ответить: надо ли учитывать дополнительно эти затраты, если применяются нормы сборника ГЭСН № 27 «Автомобильные дороги».
Ответ: Журнал №1 (53), 2009 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
В «Изменениях и дополнениях к Государственным элементным сметным нормам на строительные работы», Выпуск 1 (утверждены и введены в действие постановлением Госстроя России от 15.10.2002 года), четко указано что в составе норм Сборника ГЭСН-2001-27 «Автомобильные дороги» учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м.
Нормами этого Сборника предусматривается, что инертные материалы доставляются практически на место укладки (в дорожное корыто). Следовательно, при организации площадок для временного складирования инертных материалов (что на практике встречается постоянно) должны быть дополнительно учтены затраты по погрузке и перевозке инертных материалов от промежуточного (приобъектного) склада до места укладки в дело и в данном случае заказчик не прав, отказывая в оплате этих затрат.
Что же касается работы автопогрузчика, предусмотренного в нормах таблицы ГЭСН-27-04-005, то при анализе внутрипостроечного транспорта по этой таблице определенно можно сделать вывод, что время работы автопогрузчика обеспечивает перемещение только части щебня от общего расхода на расстояние до 50 м, и этот автопогрузчик не может участвовать в погрузочных работах на промежуточном (приобъектном) складе.