Доступная среда в школе для детей инвалидов

Школы, как и другие здания общественного и административного назначения необходимо адаптировать для маломобильных групп населения.
В частности, организовать доступные для детей инвалидов условия обучения.

Как это нужно делать указано в соответствующих нормативно-законодательных актах:

  • Приказе Минобрнауки №1309 от 09.11.2015.
  • Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ
    от 11 апреля 2012 г. N 30-7/10/2-3602.
  • Сводах правил и ГОСТах по Доступной среде.

Однако охватить все изложенные требования, да еще и указанные юридическим языком очень сложно.
Поэтому рекомендуем ознакомиться с упрощенной версией.
В ней мы расскажем об основных моментах в организации доступной среды для детей инвалидов в школах.

Также можно заказать все необходимые средства сразу у специализированных компаний.
Специалисты рассчитают, что нужно купить, куда и как установить.
А при необходимости выполнят и монтажные работы, что очень удобно и снимает с руководства школы 95% работы.
Пример такой организации – компания Аура-Мед.


- Начинаем с входа в здание

Необходимо обеспечить свободный вход в школу людей на инвалидных колясках, а также слабовидящих и незрячих.

Для этого нужно установить пандус, как минимум, у одного входа (если есть высокая ступенька или лестница).
Альтернативной пандусу может стать лестничный вертикальный лифт.



Двери с центрального входа желательно, что бы были раздвижные с датчиком движения, чтобы открывались при подъезде к ним на кресло-коляске .
Контуры дверей требуется обозначить тактильной лентой желтого цвета.
А посередине створок приклеить круг аналогичного цвета (обе рекомендации, только если двери прозрачные).



Справа от двери необходимо разместить тактильные указали для слабовидящих и тотально слепых.

  • Тактильную пиктограмму доступности входа для инвалидов.
  • Тактильную табличку с указанием информации о школе (график работы и прочее).
  • Тактильную мнемосхему с планом здания.

Возле табличек должно быть место, где не ходят люди, чтобы у инвалида была возможность изучить информацию спокойно.



К входу в здание с дороги должна вести дорожка, выложенная тактильной плиткой из бетона.
Цвет желтый или черный (лучше желтый).
Дорожка указывает путь до здания и место входа в него.
Также допускается укладка плитки непосредственно перед лестницей / пандусом для информирования о препятствии.




Наиболее важно реализовать пандус, маркировку входных дверей и установить тактильные указатели.
Все остальное сделать по возможности.


- Лестницы внутри

Для перемещения по зданию на инвалидной коляске необходимо разобраться с лестницами.
В зданиях старой постройки это очень непросто, так как планировка не позволяет установить лифт или пандус.
Спасением могут стать лестничные подъемники, крепящиеся к перилам.



Если же купить их нет возможности, то можно использовать переносные пандусы, устанавливаемые на лестничные пролеты.
Правда, придется кому-то помогать детям, подниматься по ним, если наклон получится слишком крутым.



Также возможно применение гусеничных подъемников.
Но они тоже достаточно дорогие, плюс требуют помощи от сопровождающего лица.



Если ни один из способов невозможно реализовать, то необходимо перенести классы для детей инвалидов на первый этаж.
Что станет причиной некоторых неудобств, но все же вполне приемлемых.

- Перемещение для слепых и слабозрячих.

Для людей с плохим зрением требуется отметить пути прохода в кабинеты, туалет и прочие важных функциональные зоны (гардероб, столовая и т.д.).
Для этого можно использовать тактильную плитку или тактильные индикаторы.
Они прокладываются дорожками во всем используемые школьниками помещения.



На всех дверях (кроме служебных) должны быть таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.
Также стоит нанести разметку на перила лестницы с указанием этажа.

Тактильные надписи также обязаны иметь планы эвакуации на каждом из этажей здания.




- Оборудование классов.

В каждом кабинете должна быть парта с нестандартной высотой для детей в инвалидной кресло-коляске.
Причем она должна располагаться первой у входа.

Для слабослышащих в классах устанавливаются индукционные системы, позволяющие им слышать речь учителя и одноклассников.
А также полноценно участвовать в процессе обучения.




- Не забываем про санузел

- В школьном туалете должен быть хотя один набор сантехники, адаптированной для инвалидов.
В частности, чуть выше расположенный унитаз с двумя поручнями по бокам, один из которых откидной.

- Раковина с выемкой посередине и хирургическим смесителем с длинным рычагом включения воды и контроля ее температуры.
Раковина дополнительно должна иметь поручень по периметру.

- Также желательно установить рядом с унитазом кнопку вызова, на случай, если при пересаживании возникнут как-то проблемы.





- Столовая и гардеробная

В столовой нужно поставить минимум один стол, за которым можно кушать, сидя в инвалидной коляске.
Оптимально, если у него будут регулируемые по высоте ножки.

В школьной раздевалке важно предусмотреть более низкую вешалку, на которую можно повесить верхнюю одежду не вставая с кресла.
Вариантов реализации можно придумать достаточно много.

- Подводим итоги

Это основные требования для реализации доступной среды в школах для детей инвалидов.
Естественно идеальный вариант предусматривает гораздо более совершенную и сложную адаптацию.
Однако это в теории, а на практике сделать даже самое основное уже огромный шаг.

Приобрести практически необходимое для доступной среды можно в компании «Аура-Мед» (смотреть каталог) с доставкой по всей стране.
У них же получится получить профессиональную консультацию и помощь в подборе требующихся в конкретном случае средств (плитка, лента, пандусы и т.д.).

- Есть ли альтернатива?

Для школ, где реализация программы Доступная среда невозможна из-за нюансов планировки здания и прочих причин, государство разрешает заменять адаптацию дистанционным обучением детей инвалидов.

Инклюзивное образование может выполняться несколькими различными способами:

- Посредством удаленного доступа через специальное программное обеспечение.
Например, через программу Skype с микрофоном и камерой.
Ребенок видит учителя, слышит лекцию и может с ним общаться, участвуя в учебном процессе.
Очень даже неплохой вариант.
Минус только один, отсутствует социальная составляющая, что для детей плохо, так как может негативно влиять на развитие и психологическое состояние.

- Учителя приходят к ученику на дом и проводят уроки индивидуально.
Крайне затратный в плане кадров способ дистанционного обучения и неудобный для учителей.
Плюс у ребенка все также отсутствует общение со сверстниками.

- Комбинация первых двух вариантов.
Когда большая часть лекций проходит удаленно, но иногда преподаватели посещают ребенка для личного контакта.

Каждый из трех способов инклюзивного обучения является компромиссом с огромным количеством минусов.
Но при невозможности адаптировать школу, они уже смотрятся не так уж и плохо.


VkFbOkYaMmTw