Подрядная организация, укладывающая трубопровод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, заключила договор со сторонней лабораторией на проверку качества сварных соединений неразрушающими (физическими) методами. На основании письма ФАСиЖКХ от 28.01.2005 г. №6-35, в котором указано, что затраты по организации контроля сварных соединений неразрушающими методами, выполняемого специализированными организациями, подлежат оплате, Подрядчик выставляет к оплате затраты на проведение измерительного контроля для 100% сварных швов.
Служба Заказчика считает, что затраты на проведение измерительного контроля для 100 % сварных швов не подлежат дополнительной оплате, даже если выполняются сторонней организацией.
Ответ
Считаем, что действия Заказчика в данном вопросе правильные. Необходимость проведения неразрушающих (физических) методов контроля сварных швов и объемы работ определены п.п. 3.34, 3.37 и 3.39 СНиП 3.05.04-85 «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации» (СП 129.13330.2011):
«3.34. При контроле качества сварных соединений
- операционный контроль в процессе сборки и сварки трубопровода в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85*;
- проверку сплошности сварных стыков с выявлением внутренних дефектов одним из неразрушающих (физических) методов - контроля радиографическим (рентгено- или гаммаграфическим) по ГОСТ 7512-82 или ультразвуковым по ГОСТ 14782-86.
Применение ультразвукового метода допускается только в сочетании с радиографическим, которым должно быть проверено не менее 10% общего числа стыков, подлежащих контролю.
3.37. Проверке качества сварных швов физическими методами контроля подвергаются трубопроводы водоснабжения и канализации с расчетным давлением:
- до 1 МПа (Ю ) в объеме не менее 2% (но не менее одного стыка на каждого сварщика);
- 1-2 МПа (10-20 ) - в объеме не менее 5% (но не менее двух стыков на каждого сварщика);
- свыше 2 МПа (20 ) - в объеме не менее 10% (но не менее трех стыков на каждого сварщика).
3.39. Физическим методам контроля следует подвергать 100% сварных соединений трубопроводов, прокладываемых на участках переходов под и над железнодорожными и трамвайными путями, через водные преграды, под автомобильными дорогами, в городских коллекторах для коммуникаций при совмещенной прокладке с другими инженерными коммуникациями. Длину контролируемых участков трубопроводов на участках переходов следует принимать не менее следующих размеров:
- для железных дорог - расстоянию между осями крайних путей и по 40 м от них в каждую сторону;
- для автомобильных дорог - ширине насыпи по подошве или выемки по верху и по 25 м от них в каждую сторону;
- для водных преград - в границах подводного перехода, определяемых разд. 6 СНиП 2.05.06-85;
- для других инженерных коммуникаций - ширине пересекаемого сооружения, включая его водоотводящие устройства плюс не менее чем по 4 м в каждую сторону от крайних границ пересекаемого сооружения.».
Таким образом, количество сварных швов, качество которых должны быть проверено физическими методами контроля, определяется требованиями СНиП 3.05.04-85 и проектными данными, например, расчетным давлением трубопровода, длиной переходов и т.д. Необходимость 100 % контроля качества сварных швов в данном случае необоснованна.