Имеет ли право финансирующий орган издать распоряжение об уменьшении суммы контракта

Имеет ли право финансирующий орган издать распоряжение об уменьшении суммы контракта

Прошу Вас разъяснить спорную ситуацию, возникшую при исполнении муниципальных контрактов по капитальному ремонту жилищного фонда в г. Лабытнанги.

Муниципальный заказчик Управление ЖКХ сформировало на открытые конкурсные торги сметную документацию на ремонт фасадов, кровель и инженерных сетей, включив в сметы зимнее удорожание согласно ГСНр-2001. Сроки проведения работ июль, август текущего года. Подрядные организации, выигравшие торги, работают на исполнение муниципального заказа круглогодично, но на разных объектах и по отдельным договорам. Цена контракта определена конкурсной комиссией и отражена в сумме договора. При финансировании работ возник вопрос об уменьшении цены договора на сумму зимних удорожаний. 

Имеет ли право финансирующий орган издать распоряжение об уменьшении суммы контракта? Правомерны ли действия заказчика - Управления ЖКХ? 

Прошу Вас прокомментировать выдержку из технической части ГСНр-2001 "Для работ, которые по техническим условиям выполняются только при положительной температуре в отапливаемых помещениях, дополнительные затраты по настоящим нормам не начисляются". Что имеется в виду?

Положительная температура наружного воздуха в летний период или положительная температура внутри помещения независимо от времени года?

Ответ

Сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (п. 3. ГСНр 81-05-02-2001) определены среднегодовые нормы дополнительных затрат в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен. В этом же пункте указано, что их следует применять при определении сметной стоимости капитального ремонта и при расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течение которого выполняются работы.

Если заказчик при организации и проведении конкурсов принял решение определять стоимость ремонтно-строительных работ с применением среднегодовых норм дополнительных затрат, то следствием этого станет учет данных затрат в сметной документации претендентов-подрядчиков и, далее, в расчете стоимости работ, учтенной в договорах подряда с победителями конкурсов и в расчетах за выполненные работы. Никакого нарушения в этом не усматривается. Нужно помнить о том, что главным документом во взаимоотношениях между заказчиком и подрядчиком является договор подряда, который составляется на основании Гражданского Кодекса РФ и нормативно-методических документов, выпускаемых органом, отвечающим за методологическое сопровождение определения стоимости строительства.

Ранее таким органом был Госстрой РФ, а в настоящее время - Минрегионразвития РФ. Финансирующие и проверяющие органы имеют право проверить соответствие сметной документации и расчетов за выполненные работы нормативно-методическим документам по определению стоимости работ. 
  Переделывать указанные документы или вольно трактовать их они не имеют права. Похоже, что в Вашей ситуации имеет место быть стремление финансистов любым способом уменьшить стоимость выполненных работ.

Есть смысл запросить от них официальный документ о порядке учета дополнительных затрат на зимнее удорожание, и если такой документ будет написан, то он легко может быть опротестован. Вместе с тем, заказчик при выполнении работ только в летнее время может и не учитывать зимнее удорожание. Но такой подход в определении стоимости работ должен быть озвучен изначально на стадии проведения конкурсов и заключения договоров подряда, но никак не в момент расчета за выполненные работы. И если пойти по такому пути, то логично будет при выполнении работ в зимнее время, оплачивать дополнительные затраты на зимнее удорожание не по среднегодовой норме а по зимней норме.

Учитывая, что в ГСНр 81-05-02-2001 есть таблица среднегодовых норм, а таблицы зимних норм нет, то их можно легко получить, поделив среднегодовую норму на удельный вес зимнего периода в году для данного региона (табл. 1 ГСНр 81-05-02-2001). Например, норма зимнего удорожания при ремонте фасадов для V температурной зоны составляет 2,62%. При выполнении этой работы только в зимнее время зимняя норма будет равна 2,62 : 0,52 = 5,04%. Сравнение показывает, что если подрядная организация работает на заказчика круглый год, то оплата работ летом без нормы зимнего удорожания, а зимой - по зимней норме, не даст ощутимой экономии, и есть смысл при ежемесячной оплате выполненных работ применять среднегодовую норму.

Если же подрядная организация выполняет ремонтные работы зимой, но в отапливаемом помещении (затраты на отопление несет заказчик, а не подрядчик), то в этой ситуации заказчик, согласно п. 3 ГСНр 81-05-02-2001, имеет право не начислять норму зимнего удорожания на стоимость ремонтно-строительных работ.

В указанном пункте речь идет об отоплении здания, которое, естественно, осуществляется в зимний период.

Источник:  Журнал № 4(48), 2007г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~fAGtj
VkOkYaMm
Оцените