Имеет ли право финансирующий орган издать распоряжение об уменьшении суммы контракта

Прошу Вас разъяснить спорную ситуацию, возникшую при исполнении муниципальных контрактов по капитальному ремонту жилищного фонда в г. Лабытнанги.

Муниципальный заказчик Управление ЖКХ сформировало на открытые конкурсные торги сметную документацию на ремонт фасадов, кровель и инженерных сетей, включив в сметы зимнее удорожание согласно ГСНр-2001. Сроки проведения работ июль, август текущего года. Подрядные организации, выигравшие торги, работают на исполнение муниципального заказа круглогодично, но на разных объектах и по отдельным договорам. Цена контракта определена конкурсной комиссией и отражена в сумме договора. При финансировании работ возник вопрос об уменьшении цены договора на сумму зимних удорожаний. 

Имеет ли право финансирующий орган издать распоряжение об уменьшении суммы контракта? Правомерны ли действия заказчика - Управления ЖКХ? 

Прошу Вас прокомментировать выдержку из технической части ГСНр-2001 "Для работ, которые по техническим условиям выполняются только при положительной температуре в отапливаемых помещениях, дополнительные затраты по настоящим нормам не начисляются". Что имеется в виду?

Положительная температура наружного воздуха в летний период или положительная температура внутри помещения независимо от времени года?

Ответ: Журнал № 4(48), 2007г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

Сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (п. 3. ГСНр 81-05-02-2001) определены среднегодовые нормы дополнительных затрат в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен. В этом же пункте указано, что их следует применять при определении сметной стоимости капитального ремонта и при расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течение которого выполняются работы.

Если заказчик при организации и проведении конкурсов принял решение определять стоимость ремонтно-строительных работ с применением среднегодовых норм дополнительных затрат, то следствием этого станет учет данных затрат в сметной документации претендентов-подрядчиков и, далее, в расчете стоимости работ, учтенной в договорах подряда с победителями конкурсов и в расчетах за выполненные работы. Никакого нарушения в этом не усматривается. Нужно помнить о том, что главным документом во взаимоотношениях между заказчиком и подрядчиком является договор подряда, который составляется на основании Гражданского Кодекса РФ и нормативно-методических документов, выпускаемых органом, отвечающим за методологическое сопровождение определения стоимости строительства.

Ранее таким органом был Госстрой РФ, а в настоящее время - Минрегионразвития РФ. Финансирующие и проверяющие органы имеют право проверить соответствие сметной документации и расчетов за выполненные работы нормативно-методическим документам по определению стоимости работ. 
  Переделывать указанные документы или вольно трактовать их они не имеют права. Похоже, что в Вашей ситуации имеет место быть стремление финансистов любым способом уменьшить стоимость выполненных работ.

Есть смысл запросить от них официальный документ о порядке учета дополнительных затрат на зимнее удорожание, и если такой документ будет написан, то он легко может быть опротестован. Вместе с тем, заказчик при выполнении работ только в летнее время может и не учитывать зимнее удорожание. Но такой подход в определении стоимости работ должен быть озвучен изначально на стадии проведения конкурсов и заключения договоров подряда, но никак не в момент расчета за выполненные работы. И если пойти по такому пути, то логично будет при выполнении работ в зимнее время, оплачивать дополнительные затраты на зимнее удорожание не по среднегодовой норме а по зимней норме.

Учитывая, что в ГСНр 81-05-02-2001 есть таблица среднегодовых норм, а таблицы зимних норм нет, то их можно легко получить, поделив среднегодовую норму на удельный вес зимнего периода в году для данного региона (табл. 1 ГСНр 81-05-02-2001). Например, норма зимнего удорожания при ремонте фасадов для V температурной зоны составляет 2,62%. При выполнении этой работы только в зимнее время зимняя норма будет равна 2,62 : 0,52 = 5,04%. Сравнение показывает, что если подрядная организация работает на заказчика круглый год, то оплата работ летом без нормы зимнего удорожания, а зимой - по зимней норме, не даст ощутимой экономии, и есть смысл при ежемесячной оплате выполненных работ применять среднегодовую норму.

Если же подрядная организация выполняет ремонтные работы зимой, но в отапливаемом помещении (затраты на отопление несет заказчик, а не подрядчик), то в этой ситуации заказчик, согласно п. 3 ГСНр 81-05-02-2001, имеет право не начислять норму зимнего удорожания на стоимость ремонтно-строительных работ.

В указанном пункте речь идет об отоплении здания, которое, естественно, осуществляется в зимний период.

Источник:  Журнал № 4(48), 2007г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~fAGtj
Оцените