У подрядной организации возник спор с Заказчиком по разработке и транспортировке мокрого грунта. Особенно это касается массы мокрого грунта.
Как нам разрешить наши разногласия?
Ответ
Ответы на поставленные вопросы следует искать в Общих положениях Сборника I «Земляные работы» ГЭСН 81-02-01-2017 и, в частности в п. 1.1.2 и 1.1.9:
«1.1.2. В ГЭСН сборника 1, за исключением норм табл., с 01-01-055 по 01-01-080 и 01-02-017, предусмотрена разработка грунтов естественной влажности и плотности, не находящихся во время разработки под непосредственным действием грунтовых вод.
Затраты на разработку мокрых грунтов необходимо определять с применением к ГЭСН коэффициентов, приведенных в приложении 1.12.
1.1.19. Затраты на автомобильные перевозки грунта табл. 01-02-019 ГЭСН учтены. Массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5 % - по данным инженерно-геологических изысканий.».
Масса мокрых грунтов превышает массу грунтов в их естественной влажности в среднем до 20%.
Вопросы разработки мокрых грунтов и их транспортировки следует решать еще на стадии разработки проектно-сметной документации. В частности, при разработке мокрых песчаных грунтов их сначала разрабатывают в отвал, а транспортировку грунта осуществляют после приобретения песком его естественной влажности.
В дополнение следует отметить, что при определении объема разработки мокрого грунта следует руководствоваться п. 2.1.5 Общих положений Сборника 1. «Земляные работы»:
«2.1.5. При определении объема разработки мокрых грунтов следует считать, что к мокрым грунтам относятся как грунты, лежащие ниже уровня грунтовых вод, так и грунты, расположенные выше этого уровня: на 0,3 м - для песков крупных, средней крупности и мелких, на 0,5 м - для песков пылеватых и супесей, и на 1 м - для суглинков, глин и лессовых грунтов.».
Превышение по п. 2.1.5 связано с капиллярным подъемом воды и, как следствие, намоканием грунта, расположенного выше уровня грунтовых вод.