В соответствии с каким документом государственная экспертиза обязывает нас при определении стоимости материальных ресурсов из 3-х прайс-листов или коммерческих предложений в
Ответ
6 февраля 2020 года Минстрой представил для обсуждения очередной вариант проекта новой «Методики определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории Российской Федерации», которая, в перспективе, может быть утверждена взамен
«49. Сметная цена материальных ресурсов принимается на основании информации, размещенной в ФГИС ЦС.
При отсутствии данных по отдельным материальным ресурсам в ФГИС ЦС их сметная стоимость в текущем уровне цен формируется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, включенными в ФРСН, с учетом выбора минимальной отпускной цены по результатам проведенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации) конъюнктурного анализа текущих цен не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков. Стоимость материальных ресурсов в текущем уровне цен допускается определять на основании конъюнктурного анализа текущих цен 2 (двух) производителей и (или) поставщиков в случае регистрации таких производителей и (или) поставщиков в ФГИС ЦС.».
Но это только проект Методики, который еще не утвержден, а, следовательно, им нельзя руководствоваться.
Вполне вероятно, что информация о минимальной отпускной цене строительных ресурсов в проект Методики попала из «Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства», утвержденной приказом Минстроя от 5 июня 2019 года № 326/пр, где в пунктах 64 и 72 сказано следующее:
«64. Учреждением в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней выполняется проверка представленных Отчетов и Обоснований на предмет:
а) комплектности Отчета и Обоснований и правильности их оформления;
б) правильности выполненных расчетов;
в) корректности определения стоимостных показателей материальных ресурсов (минимальная цена из 3 (трех) представленных предложений) эксплуатации машин и механизмов (минимальная цена из 2 (двух) представленных предложений), а также путем сравнения с информацией об их текущей стоимости, полученной из данных, представляемых производителями и поставщиками для размещения в ФГИС ЦС, дополнительных источников (коммерческие предложения, прайс-листы Поставщиков и другие документы, содержащие информацию о стоимости строительных ресурсов, в том числе размещенные на официальных сайтах производителей, поставщиков или полученные по запросу (официальное письмо, электронная почта, факс), данных электронных торговых площадок и котировок товарно-сырьевых бирж, результатов конкурсов и аукционов, данные Федеральной службы государственной статистики).
72. Стоимость материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен определяется путем выбора минимальной отпускной цены по результатам проведенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации) Конъюнктурного анализа текущих цен не менее 3 (трех) (при наличии) Поставщиков. Стоимость поставляемых и (или) выпускаемых единственным Поставщиком материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен допускается определять на основании отпускной цены по 1 (одному) Поставщику.».
Данная Методика устанавливает:
- общий порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства Минстроем;
- порядок сбора и предоставления информации федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о текущих ценах строительных ресурсов.
Указанная Методика не предназначена для определения сметных цен строительных ресурсов проектными организациями на стадии разработки проектно-сметной документации, Заказчиками на стадии разработки начальной максимальной цены контракта или Подрядчиками при составлении актов выполненных работ.
Действия проектировщиков, Заказчиков и Подрядчиков по определению сметных цен строительных ресурсов регламентируются другими Методиками.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 «Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», утвержденных приказом Минстроя от 4 сентября 2019 года № 517/пр, сметные цены рассчитываются, как средние арифметические величины:
«2.3. Сметная цена рассчитывается как средняя арифметическая величина, взвешенная с учетом отпускных цен (цен реализации) на данный вид ресурса и объема реализации за отчетный период всех производителей (поставщиков) материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации.
2.4.Сметная цена рассчитывается по формуле (4.1):
где:
Хсц-сметная цена, руб.;
Х1; Х2; Хп - отпускные цены (цены реализации) производителей (поставщиков) за отчетный период, руб.;
V1; V2; Vn- объемы реализации продукции производителей (поставщиков) за отчетный период в натуральном выражении, ед.;».
Кроме того, согласно пунктам 6.4.2 и 6.4.5 «Методики применения сметных цен строительных ресурсов», утвержденной приказом Минстроя от 8 февраля 2017 года №
«6.4.2. Для каждого вида материального ресурса определяются два ближайших к месту расположения объекта капитального строительства производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства, с учетом вида транспорта и подвижного состава, а также класса груза и массы брутто на установленную единицу измерения материального ресурса в соответствии с классификатором строительных ресурсов.
6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой (6.1):
где:
3 - стоимость материального ресурса, руб.;
СЦ - сметная цена строительного ресурса - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;
Т1, Т2- стоимость перевозки материального ресурса, руб.;
ЗСР- заготовительно-складские расходы, руб.».
Таким образом, можно констатировать, что при определении сметных цен строительных ресурсов проектными организациями на стадии разработки проектно-сметной документации, Заказчиками на стадии разработки начальной максимальной цены контракта или Подрядчиками при составлении актов выполненных работ следует руководствоваться «Методическими рекомендациями по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» и «Методикой применения сметных цен строительных ресурсов», которыми сметная стоимость материальных ресурсов рассчитывается как средняя арифметическая величина.