Имеет ли право государственный заказчик заключить с подряд­чиком дополнительное соглашение

Имеет ли право государственный заказчик заключить с подряд­чиком дополнительное соглашение

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ) ч. 1 cm. 95 Закона о контрактной системе была дополнена п. 9, преду­сматривающим возможность однократного изменения срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, в случае наличия обстоятельств, возникших по обстоятельствам, не зависящим от сторон контракта, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика, при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соот­ветствии с указанным Федеральным законом, а также предоставления подрядчиком в соответствии с указанным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

В соответствии со cm. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ п. 9 ч. 1 cm. 95 Закона о контрактной системе вступил в силу с 1 июля 2019 г.

В силу п. 1 cm. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ акты гражданского законодательства не имеют обратной сипы и применяются к отношениям, возникшим после введе­ния их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В Федеральном законе от 01.05.2019 № 71-ФЗ отсутствует указание, что указанный закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до введения его в действие.

Возможно ли применения п. 9 ч. 1 cm. 95 Закона о контрактной системе в случае нарушения подрядчиком ко­нечного срока выполнения работ по контракту согласно календарному графику производства работ до даты введе­ния в действие п. 9 ч. 1 cm. 95 Закона о контрактной системе (01.07.2019), при условии, что контракт является действующим (действует до полного исполнения сторонами своих обязательств)?

В случае если закон обратной силы не имеет, имеет ли право государственный заказчик заключить с подряд­чиком дополнительное соглашение об однократном продлении срока выполнения работ по контракту на срок, не превышающий срок выполнения работ по контракту, после даты введения в действие п. 9 ч. 1 cm. 95 Закона о контрактной системе (01.07.2019) при условии погашения подрядчиком всех требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) до даты подписания дополнительного соглашения и предоставления соответствующего обес­печения исполнения контракта на новый срок?

Ответ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2020 г. № 24-03-07/14440

Минфин России, рассмотрев обращение, направленное письмом от 28 января 2020 г., по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в части измене­ния существенных условий контракта сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России

не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики при­менения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исклю­чением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в от­ношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Подпунктом «а» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни­ципальных нужд» предусмотрено внесение изменений в часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, положения которой распро­страняются в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохране­нию объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозмож­ность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика преду­смотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия не исполненных подряд­чиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспече­ния исполнения контракта.

Таким образом, пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, то однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключе­нии, допускается в следующих случаях:

— возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

— если контракт не исполняется в установленный срок по вине подрядчика. При этом изменение срока осуще­ствляется при условии отсутствия не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В новый срок исполнения контракта в том числе включается срок получения в соответствии с законодательст­вом о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

При изменении в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ срока исполнения контракта подрядчику необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта на новый срок в установленном Законом 44-ФЗ порядке.

Также отмечаем, что при принятии решения, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государствен­ные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законо­дательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Заместитель министра финансов Российской Федерации М.Лавров


Источник:  Консультации и разъяснения №3 2020 (99)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~hj491
VkFbOkYaMmTw
2.21
244