Раньше стоимость разгрузки материалов на приобъектном складе учитывалась в составе единичных расценок. Каким образом нужно учитывать разгрузку по новым Методикам?
Ответ
До введения в 2016-2019 г.г. новых Методик затраты по разгрузке материалов на приобъектном складе учитывались в составе единичных расценок согласно п. 3.3.1 «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений.
- отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
- наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
- таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
- стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно- строительные работы);
- заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.».
Кроме того, указание о необходимости учета затрат на разгрузочные работы в нормах (расценках) содержалось и в п. 5.3 «Методических указаний о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и
«5.3. ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат по форме № 3 поил. 4. В их состав входят:
- затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузочно-разгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте, в чел.-ч. по форме № 4 поил. 4. (в отдельных случаях при разработке новых ГЭСН по согласованию с Управлением ценообразования допускается выделение затрат на внутрипостроечный транспорт);
- потребность в строительных машинах и механизмах в маш.-ч по форме № 5 прил. 4;
- расход материалов, изделий и конструкций в принятых единицах измерения по форме №6 прил. 4.».
С утверждением новых Методик вопрос с разгрузкой материалов на строительной площадке стал выглядеть иначе. О том, что нормами затраты на разгрузку материалов не учтены, сказано в п. 2.8.1 «Методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденных приказом Минстроя от 04.09.2019 №509/пр:
«2.8.1. Затраты, связанные с доставкой материальных ресурсов от места их заготовки (приобретения) до приобъектного склада (включая выгрузку на приобъектном складе), в состав элементных сметных норм не включаются.
Порядок определения указанных затрат устанавливается соответствующими нормативно-методическими документами.».
С учетом того, что в п. 2.1 «Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», утвержденной приказом № 517/пр от 04.09.2019 изменено понятие «сметной» цены, которую по сути приравняли к «отпускной цене», а далее в п. 2.13 этой же Методики сказано что «сметные» цены не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы, при составлении сметной документации в настоящий момент необходимо учитывать:
- «сметную» (читай - «отпускную») цену материалов;
- заготовительно-складские расходы;
- транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада;
- выгрузку материалов на приобъектном складе.
Ничего, кроме путаницы в сметном деле и дополнительных затрат труда инженеров-сметчиков это не принесет.
В адрес Минстроя поступают критические замечания по таким «революционным» нововведениям в сметном деле и есть надежда, что Минстрой в конечном итоге откажется от изменений понятия «сметная» цена и вернет в Методику по разработке норм порядок учета затрат на разгрузку материалов на приобъектном складе. Например, 6 февраля 2020 года на сайте «Федерального портала проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru был опубликован проект «Методики определения сметной стоимости строительства с использованием федеральных единичных расценок», где в п. 39 вернулись к старому порядку учета транспортных затрат, заготовительно-складских расходов и затрат на разгрузочные работы:
«39. Федеральная сметная цена на материальный ресурс формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
- отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
- наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
- таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
- стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
- заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.».