Подрядная организация осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, в том числе за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных адресных инвестиционных программ.
При разработке сметной документации по устройству дорожной одежды (устройство щебеночного основания, устройство асфальтобетонного покрытия), в том числе, учитываются затраты на доставку воды и битума, битумной эмульсии в соответствии с проектом организации строительства, учитывая положения Технической части Сборника 27. «Автомобильные дороги».
Согласно Общим положениям ГЭСН 81-02-27-2017, а также ГЭСН предыдущей редакции 2014 года, пунктам 1.27.8 и 1.27.9:
«1.27.8. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена, в связи с чем при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять автогудронаторы вместимостью 3500 л, 2,3маш-ч на каждый километр доставки.
1.27.9. Доставка воды учтена нормами на среднее расстояние до 5 км, кроме нормы 27-06-017-01 и 27-07-002-01. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 100 м3 воды следует добавлять к нормам поливомоечных машин 1,6 маш-ч.».
В территориальных сметно-нормативных базах данные дополнительные нормы работ вышеуказанных механизмов приведены уже в стоимостных показателях. Например, в пунктах 1.27.8 и 1.27.9 Общих положений Сборника №27 Территориальной сметно-нормативной базы Ленинградской области в редакции 2014 года (внесена в
«1.27.8. Доставка к месту битума, битумной эмульсии расценками не учтена, в связи с чем при доставке 1 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронатора вместимостью 3500 л (шифр 120101) - 3,46 руб. на каждый километр доставки.
1.27.9. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 27-06- 017-01 и 27-07-002-01. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 1 м3 воды следует добавлять к стоимости эксплуатации поливомоечных машин (шифр 121601) - 2,08руб.».
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными Общими положениями ГЭСН 81-02-27-2017 и Территориального Сборника 27 «Автомобильные дороги» Ленинградской области (редакции 2014 года) доставка воды и битума исчисляется по затратам на эксплуатацию автогудронатора и поливомоечной машины, включая заработную плату машинистов, с увеличением стоимости эксплуатации, соответственно, на 3,46 и 2,08 руб. за каждый километр доставки.
Заработная плата машинистов в составе стоимости эксплуатации указанных механизмов учитывается в фонде оплаты труда, от которого в свою очередь, согласно
При согласовании сметной документации по объектам дорожного хозяйства Ленинградской области государственным заказчиком предъявляются требования в части исключения HP и СП от ФОТ на затраты по доставке битума автогудронаторами и воды поливомоечными машинами.
Основанием отказа в начислении указанных затрат Заказчик считает:
в действующих нормативных документах отсутствуют прямые указания о порядке начисления HP и СП на вышеуказанные затраты;перечисленные механизмы непосредственно не участвуют в технологическом npoijecce по устройству дорожной одежды, и данные затраты фактически относятся к затратам на перевозку грузов, в которых, согласно п. 1.3.5 Общих положений Сборника на перевозку СНБ Ленинградской области ТССЦпг-81 -1 -2001, уже учтены накладные расходы в размере 120 % и сметная прибыль в размере 65 % от фонда оплаты труда.
Аналогичный аргумент приводится при исключении коэффициента 1,25 (коэффициенты 1,15 и 1,25 согласно п. 4.7
Просим дать разъяснения по порядку начисления накладных расходов и сметной прибыли на затраты по доставке битума и воды, рассчитанных исходя из Общих положений Сборника № 27 «Автомобильные дороги», а также о правомерности применения повышающих коэффициентов на указанный вид затрат в соответствии с условиями производства работ, учитываемых в проекте организации строительства.
Ответ
Накладные расходы и сметная прибыль на работы по устройству автомобильных дорог исчисляются от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (включая оплату труда водителей автогудронаторов и машин поливомоечных) по нормативам накладных расходов и сметной прибыли строки «Автомобильные дороги».
Дополнительные затраты, связанные с доставкой к месту работ битума, битумной эмульсии, а также с доставкой воды на расстояние более 5 км, учитываются в смете в зависимости от объема перевозимых материалов (битум, битумная эмульсия, вода) и расстояния перевозки согласно пунктам 1.27.8 и 1.27.9 Общих положений ГЭСН (ТЕР) Сборника № 27 «Автомобильные дороги». Учитывая, что перевозка битума, битумной эмульсии и воды не связана напрямую с технологическими процессами по устройству автомобильных дорог, рекомендуем накладные расходы и сметную прибыль к оплате труда водителей автогудронаторов и машин поливомоечных применять в размере 120 % и 65 % соответственно согласно Технической части федерального сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства (ФССЦпг). Следует признать, что накладные расходы и сметная прибыли действительно учтены в сметных ценах на перевозку грузов автомобильным транспортом, но в рассматриваемом случае (перевозка битума, битумной эмульсии и воды) дополнительные затраты подрядной организации оплачиваются не по сметным ценам на перевозку грузов автомобильным транспортом, а согласно пунктов 1.27.8 и
27.9 Общих положений ГЭСН 81-02-27-2017 по дополнительному времени работы автогудронаторов и машин поливомоечных.
Учитывая изложенное, отказ Заказчика начислять накладные расходы и сметную прибыль на фонд оплаты труда по дополнительным затратам на перевозке битума (битумной эмульсии) автогудронаторами и воды - поливомоечными машинами, является неправомерным.
При выполнении работ, расцениваемых по нормам (расценкам) на подготовку существующих оснований и покрытий под черные щебеночные и асфальтобетонные покрытия, устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания и покрытия, устройство оснований и покрытий, в составе машин и механизмов учитывается время работы (стоимость) работы «Автогудронаторов 3500 л» и «Машин поливомоечные 6000 л», тем самым учитывается участие этих машин в технологическом процессе по устройству автомобильных дорог. В том случае, когда нормы (расценки) Сборника № 27 «Автомобильные дороги» используются для определения стоимости работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог, согласно пункту 4.7