Об утверждении правил изменения по соглашению сторон условий контракта

Об утверждении правил изменения по соглашению сторон условий контракта

Об утверждении правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году

Комментарий к Постановлению правительства рф от 14.03.2016 № 191

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 утверждены Правила изменения по соглашению сторон:

  • срока исполнения контракта;
  • цены контракта;
  • цены единицы товара, работы, услуги;
  • количества товаров, объема работ, услуг.

Данные Правила распространяются на государственные и муниципальные контракты, срок исполнения которых завершается в 2016 г. В связи с этим комментируемое Постановление действует до 01.01.2017.

К сведению. Правила изменения условий контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 г., были установлены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198. Документ утратил силу 01.01.2016.

Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше шести месяцев в случае, если по независящим от сторон обстоятельствам контракт не может быть исполнен без изменения его условий. Под действие Правил подпадают контракты, представленные на схеме.

Предмет контракта:

  • Поставка товара, выполнение работы оказание услуги, включенные в соответствующие перечни
  • Строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение входящего в смету оборудования
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

Инициатор изменения условий контракта - поставщик (подрядчик, исполнитель), который должен направить заказчику обращение в письменной форме. В обращении следует обосновать невозможность исполнения контракта без изменения его условий. Основанием для обращения к заказчику является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта. В частности, согласно ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Стоимостные характеристики контрактов корректируются путем применения индексов корректировки цен. Причем названные индексы могут утверждаться не только на федеральном уровне, но и в регионах и муниципалитетах. Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ и местным администрациям предоставлено право устанавливать иные особенности внесения изменений в контракты на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Это означает, что поставщику (подрядчику, исполнителю) нужно знать содержание соответствующих документов, принятых на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2015 № 146-ПП предусматривается учитывать изменение курса валюты страны производителя импортной продукции, а также индекс инфляции, утверждаемый Департаментом экономической политики и развития г. Москвы. Причем оба индекса применяются в том числе для контрактов (гражданско-правовых договоров), предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства.

Обратите внимание! Изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением. При этом стороны не вправе предусматривать увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

На принятие решения о внесении изменений в контракт заказчику отведено не более 30 дней со дня поступления обращения от поставщика (подрядчика, исполнителя). О принятом решении заказчик должен уведомить последнего.

Не исключено, что заказчик откажется изменить условия договора. Как быть поставщику (подрядчику, исполнителю)? В комментируемом Постановлении ответа на этот вопрос нет. Однако Гражданским кодексом такая ситуация урегулирована. В частности, исходя из положений ст. 451 сторона вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора либо изменении его условий. Правда, удовлетворить требование заинтересованной стороны суд может лишь при наличии одновременно следующих условий (п. 2 названной статьи):

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п. 4 ст. 451 ГК РФ).

Таким образом, поставщику (подрядчику, исполнителю) придется представить судьям убедительные доказательства невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам. Вместе с тем судебная практика (хотя пока и немногочисленная) свидетельствует о том, что у организаций есть шансы добиться положительного решения суда. Один из примеров - Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 № 10АП-13573/2015 по делу № А41-55629/15, в котором арбитры со ссылкой на По- становлениеПравительства РФ от 06.03.2015 № 198 обязали администрацию заключить к муниципальному контракту дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены работ по строительству муниципального многоэтажного жилого дома.

В заключение напомним, что сами по себе инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767). Также не является обстоятельством, которое нельзя было предвидеть, резкое ухудшение финансового состояния организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 9600/10 по делу № А17-1960/2009). Поэтому арбитры вполне могут отказать поставщику (подрядчику, исполнителю). Например, Девятый арбитражный апелляционной суд Постановлением от 21.12.2015 № 09АП-53530/2015 по делу № А40-66510/2015 отказал в удовлетворении иска о расторжении государственного контракта, отметив, что сами по себе инфляционные процессы и финансовые затруднения стороны договора не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть и с которыми закон связывает возможность расторжения договора.

С.С.Кислов, Эксперт журнала «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»

 

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2016 (83)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~AkXIn
VkOkMm
3.3
1