Заказчику представлены локальные сметы на содержание в зимнее время года вдольтрассового проезда при строительстве линейного сооружения - нефтегазопровода. Прошу пояснить правомерность данного предъявления дополнительных затрат, если при закрытии объемов выполненных работ по данному объекту в КС-2 - «Акт выполненных работ» затраты на снегоборьбу, в размере 0,4 % от сметной стоимости СМР, не предъявляются. Есть мнение, что содержание вдольтрассового проезда в зимнее время учтено в затратах на временные здания и сооружения - 3,5 % от сметной стоимости СМР согласно п. 24 Приожения к 2 ГСН 81-05-01-2001, который гласит: «Устройство и содержание временных железных, автомобильных, землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в т. ч. соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов».
Следует отметить, что Заказчик затраты на временные здания и сооружения - 3,5 % принимает к предъявлению только в виде отдельного расчета в соответствии с проектом.
Ответ
Согласно пункту 1.3 «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001» сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ в пределах строительной площадки или трассы, отведенных под строительство.
В приложении 2 к ГСН 81-05-01-2001 приводится перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе сметных норм, в том числе в п. 24:
«Устройство и содержание временных железных, автомобильных землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в т.ч. соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов».
Из этого следует вывод о том, что сметными нормами затрат на строительство временных зданий и сооружений, приведенными в ГСН 81-05-01-2001 предусматриваются затраты на устройство, содержание и последующую разборку временных автомобильных дорог, расположенных в пределах строительной площадки.
Затраты по очистке от снега находящихся в ведении строительства подъездных дорог (от магистральной дороги до строительной площадки) согласно подпункта б) пункта 2 Технической части Раздела I ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» нормами ГСН не учтены и их следует учитывать дополнительно в гл. 9 сводного сметного расчета «Прочие работы и затраты».
Средства на строительство временных подъездных дорог, в том числе землевозных, за пределами строительной площадки, согласно пункту 1.5. «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001», включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета при соответствующих обоснованиях, предусмотренных проектом организации строительства (ПОС), дополнительно. К сожалению, в ГСН 81-05-01-2001 нет прямых указаний, о том, что в ПОС, кроме затрат на строительство временных подъездных дорог, в том числе землевозных, за пределами строительной площадки следует учитывать и затраты на их ремонт и содержание.
В сметно-нормативной базе 1984 года (СНиП IV-9-84 «Правила разработки и применения сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», п. 3.1.) сказано, что в сметных нормах не учтены и в случае, когда при соответствующем обосновании это предусмотрено ПОС, должны включаться в указанную главу ССР дополнительно следующие средства:
- на строительство и содержание временных подъездных дорог (в т.ч. землевозных дорог) от пункта примыкания до внутрипостроечной сети дорог или временной кольцевой дороги.
Таким образом, затраты по строительству, ремонту и содержанию временных автомобильных дорог, расположенных за пределами строительной площадки в течение нормативного срока строительства следует учитывать дополнительно, согласно проекту организации строительства (ПОС).