Строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена

Строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена

Директору Центра экспертиз ценообразования в строительстве и ЖКХ ФГУП «Федеральный центр информатиации Счетной палаты Российской Федерации» Варзарю СЛ.

Открытое акционерное общество «Трансинжстрой» в соответствии с контрактом (догово­ром подряда) от 9 октября 2002 г. № 86 по генеральному подряду с ГУП «Московский метрополи­тен» (заказчик) осуществляет строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена от станции «Строгино» до станции «Парк Победы» Договорными условиями Контракта (договора подряда) от 9 октября 2002 г. №86 и соответ­ствующими дополнительными соглашениями к нему было предусмотрено по этой стройке произ­водить расчеты за временные здания и сооружения по установленной «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001 норме (метропо­литены - 6 процентов).

Изменение этого порядка расчетов за временные здания и сооружения до окончания строительства договорными условиями не предусмотрено. Нормы указанного Сборника (ГСН 81-05-01-2001) обязательны для всех предприятий и органи­заций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых вне­бюджетных фондов.

Однако при оплате выполненных работ за октябрь 2008 года по форме № КС-3 заказчик - ГУП «Московский метрополитен» и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» -государственный заказчик по представлению Счетной палаты Российской Федерации от 28 ок­тября 2008г. №ПР11-164/11-03 ссылкой на нарушение требований Госстроя России, Главценооб-разования Минстроя России и МДС 81-35.2004, в нарушение договорных обязательств, произвели удержание стоимости возвратных материалов при ликвидации временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210,94 (Пять миллионов триста две тысячи двести десять) рублей 94 коп. с НДС.

По сообщению заказчика - ГУП «Московский метрополитен», из-за отсутствия при расчетах за выполненные работы в текущих ценах нормативов возвратных сумм указанная сумма рассчи­тана им исходя из максимального размера возвратных сумм - 15%, принятого по норме сметно-нормативной базы 1984 года. Факт удержания указанной суммы подтверждается прилагаемыми к расчету взыскиваемой денежной сумы копиями документов. ОАО «Трансинжстроп» не может согласиться с законностью и обоснованностью удержанной с оплаты выполненных за октябрь 2008 года работ по следующим основаниям.

Во-первых, действующими нормативными документами ценообразования в строительстве в Российской Федерации фиксированный размер возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен.

С выходом «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации» - МДС 81-35.2004, на которую имеется ссылка в Представлении Счетной палаты РФ, утратил силу «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документации» СП 81-01-94, согласно которому (п. 13.6.6) в сметную документа­цию необходимо было включать возвратные суммы, учитывающие стоимость «материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стои­мости временных зданий и сооружений...».

Во-вторых, такие действия заказчика и государственного заказчика по удержанию с ОАО «Трансинжстрой» возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений противоречат нормам «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001, пунктами 3.5 и 3.6 которого предусмотрено: «3.5. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производст­венно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих ма­териалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования). 3.6. Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, при­ходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при согласии.

В-третьих, действующей «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» - МДС 81-35.2004, на которую ссылается в своем представ­лении Счетная палата Российской Федерации, установлено, что «разногласия по вопросам при­менения сметных нормативов подлежат рассмотрению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. №40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации» Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, в полномочия которого (п.5.2.7.2 Положения) входит устанавливать «порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».

На обращение ОАО «Трансинжстроп» в Минрегион России за разъяснением данного вопроса получен однозначный ответ, что «действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации ма­териалов за разборку титульных временных зданий и сооружений и соответственно требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооруже­ний, не предусмотренных договором подряда, является необоснованным» (копия прилагается).

В-четвертых, некорректной является ссылка заказчика и Счетной палаты Российской Феде­рации в обоснование своей правовой позиции на письмо Главценообразования Минстроя России от 19 января 1995 г. №12-13 «о праве заказчика при расчетах за временные здания и сооружения удерживать в качестве возвратной суммы 15 процентов этих зданий и сооружений в текущем уровне сметных цен» со ссылкой на письмо Госстроя России от 29.12.93 №12-349.

С введением в действие с 1 июля 1999г. постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999г. №31 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99) утратило силу письмо Госстроя России от 29.12.93 №12-349, которым с 01.04.94г. был введен «Порядок определения стоимости строительства и свободных (до­говорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений». Эти Методические указания (МДС 81-1.99) также утратили силу с введением в действие с 9 марта 2004г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004). В-пятых, отсутствует сам факт разборки временных зданий и сооружений, оприходования бухгалтерией заказчика получаемых от разборки материалов и конструкций и их реализация ОАО «Трансинжстрой» при его согласии.

Таким образом, ОАО «Трансинжстрой» считает, что в нарушение требований статьи 740 Гражданского Кодекса Российской Федерации и контракта от 9 октября 2002г. № 86 ГУП «Москов­ский метрополитен» и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» с оплаты выполненных за октябрь 2008 года работ произвели необоснованное удержание стоимости воз­вратных материалов от разборки временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210,94 (Пять миллионов триста две тысячи двести десять) рублей 94 коп. с НДС, чем нарушили обязательст­ва по уплате обусловленной цены за выполненные работы, а также права и законные интересы ОАО «Трансинжстрой».

Прошу Вас, уважаемый Сергей Анатольевич, дать разъяснение по данному вопросу.

Генеральный директор С.Г.Елгаев

Ответ

 Федеральное государственное унитарное предприятие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФГУП «СП-Центр»)

ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖКХ № 090417-679 от 17.04.2009 г.

Центр экспертиз ценообразования в строительстве и ЖКХ рассмотрел письмо ОАО «Тран­синжстрой» от 19.03.2009 г. №266501-7/47 и сообщает.

С введением в действие с 09 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Феде­рации «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документа­ции» (СП 81-01-94), согласно пункту 13.6.6 которого в сметную документацию необходимо было вклю­чать возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооруже­ний, утратил силу.

При определении размера средств на строительство временных зданий и сооружений следует руководствоваться Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации (МДС 81-35.2004) и Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001).

Положения, приведенные в этих нормативно-методических документах обязательны для всех предприятий независимо от принадлежности и форм собственно­сти, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюдже­та всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с п. 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на терри­тории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и со­оружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здании и сооружения произво­дятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с дого­ворными условиями.

Согласно пункту 3.3 Сборника сметных норм затрат на строительство времен­ных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства. Методикой по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81.35-2004) вопросы, связанные с возвратными суммами от реализации материа­лов, деталей оборудования получаемыми от разборки временных зданий и сооружений, не оговоре­ны.

В пункте 3.5 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооруже­ний (ГСН 81-05-01-2001) указано, что «возвратные суммы от реализации материалов, деталей, обо­рудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяется расчетами, учитывающими реали­зацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)».

При этом фиксированный размер возврат­ных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен. Следовательно, размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производственно-хозяйственного инвента­ря, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, должен определяться расчетом.

Учитывая изложенное, Центр не может согласиться с действиями заказчика по необоснован­ному удержанию стоимости возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений и предлагает обжаловать их в установленном действующим законодательством порядке.

Директор Центра     С.А. Варзарь  


Источник:  Журнал №3, 2009 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~YGRML
VkOkYaMm
Оцените
Посмотрите похожие материалы