Строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена

Директору Центра экспертиз ценообразования в строительстве и ЖКХ ФГУП «Федеральный центр информатиации Счетной палаты Российской Федерации» Варзарю СЛ.

Открытое акционерное общество «Трансинжстрой» в соответствии с контрактом (догово­ром подряда) от 9 октября 2002 г. № 86 по генеральному подряду с ГУП «Московский метрополи­тен» (заказчик) осуществляет строительство Строгинского участка Митинско-Строгинской линии Московского метрополитена от станции «Строгино» до станции «Парк Победы» Договорными условиями Контракта (договора подряда) от 9 октября 2002 г. №86 и соответ­ствующими дополнительными соглашениями к нему было предусмотрено по этой стройке произ­водить расчеты за временные здания и сооружения по установленной «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001 норме (метропо­литены - 6 процентов).

Изменение этого порядка расчетов за временные здания и сооружения до окончания строительства договорными условиями не предусмотрено. Нормы указанного Сборника (ГСН 81-05-01-2001) обязательны для всех предприятий и органи­заций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых вне­бюджетных фондов.

Однако при оплате выполненных работ за октябрь 2008 года по форме № КС-3 заказчик - ГУП «Московский метрополитен» и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» -государственный заказчик по представлению Счетной палаты Российской Федерации от 28 ок­тября 2008г. №ПР11-164/11-03 ссылкой на нарушение требований Госстроя России, Главценооб-разования Минстроя России и МДС 81-35.2004, в нарушение договорных обязательств, произвели удержание стоимости возвратных материалов при ликвидации временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210,94 (Пять миллионов триста две тысячи двести десять) рублей 94 коп. с НДС.

По сообщению заказчика - ГУП «Московский метрополитен», из-за отсутствия при расчетах за выполненные работы в текущих ценах нормативов возвратных сумм указанная сумма рассчи­тана им исходя из максимального размера возвратных сумм - 15%, принятого по норме сметно-нормативной базы 1984 года. Факт удержания указанной суммы подтверждается прилагаемыми к расчету взыскиваемой денежной сумы копиями документов. ОАО «Трансинжстроп» не может согласиться с законностью и обоснованностью удержанной с оплаты выполненных за октябрь 2008 года работ по следующим основаниям.

Во-первых, действующими нормативными документами ценообразования в строительстве в Российской Федерации фиксированный размер возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен.

С выходом «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации» - МДС 81-35.2004, на которую имеется ссылка в Представлении Счетной палаты РФ, утратил силу «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документации» СП 81-01-94, согласно которому (п. 13.6.6) в сметную документа­цию необходимо было включать возвратные суммы, учитывающие стоимость «материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стои­мости временных зданий и сооружений...».

Во-вторых, такие действия заказчика и государственного заказчика по удержанию с ОАО «Трансинжстрой» возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений противоречат нормам «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» ГСН 81-05-01-2001, пунктами 3.5 и 3.6 которого предусмотрено: «3.5. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производст­венно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих ма­териалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования). 3.6. Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, при­ходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при согласии.

В-третьих, действующей «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» - МДС 81-35.2004, на которую ссылается в своем представ­лении Счетная палата Российской Федерации, установлено, что «разногласия по вопросам при­менения сметных нормативов подлежат рассмотрению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. №40 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации» Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, в полномочия которого (п.5.2.7.2 Положения) входит устанавливать «порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».

На обращение ОАО «Трансинжстроп» в Минрегион России за разъяснением данного вопроса получен однозначный ответ, что «действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации ма­териалов за разборку титульных временных зданий и сооружений и соответственно требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооруже­ний, не предусмотренных договором подряда, является необоснованным» (копия прилагается).

В-четвертых, некорректной является ссылка заказчика и Счетной палаты Российской Феде­рации в обоснование своей правовой позиции на письмо Главценообразования Минстроя России от 19 января 1995 г. №12-13 «о праве заказчика при расчетах за временные здания и сооружения удерживать в качестве возвратной суммы 15 процентов этих зданий и сооружений в текущем уровне сметных цен» со ссылкой на письмо Госстроя России от 29.12.93 №12-349.

С введением в действие с 1 июля 1999г. постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999г. №31 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99) утратило силу письмо Госстроя России от 29.12.93 №12-349, которым с 01.04.94г. был введен «Порядок определения стоимости строительства и свободных (до­говорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений». Эти Методические указания (МДС 81-1.99) также утратили силу с введением в действие с 9 марта 2004г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004). В-пятых, отсутствует сам факт разборки временных зданий и сооружений, оприходования бухгалтерией заказчика получаемых от разборки материалов и конструкций и их реализация ОАО «Трансинжстрой» при его согласии.

Таким образом, ОАО «Трансинжстрой» считает, что в нарушение требований статьи 740 Гражданского Кодекса Российской Федерации и контракта от 9 октября 2002г. № 86 ГУП «Москов­ский метрополитен» и ГУ города Москвы «Управление капитального строительства» с оплаты выполненных за октябрь 2008 года работ произвели необоснованное удержание стоимости воз­вратных материалов от разборки временных зданий и сооружений в сумме 5 302 210,94 (Пять миллионов триста две тысячи двести десять) рублей 94 коп. с НДС, чем нарушили обязательст­ва по уплате обусловленной цены за выполненные работы, а также права и законные интересы ОАО «Трансинжстрой».

Прошу Вас, уважаемый Сергей Анатольевич, дать разъяснение по данному вопросу.

Генеральный директор С.Г.Елгаев

Ответ: Журнал №3, 2009 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

 Федеральное государственное унитарное предприятие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФГУП «СП-Центр»)

ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖКХ № 090417-679 от 17.04.2009 г.

Центр экспертиз ценообразования в строительстве и ЖКХ рассмотрел письмо ОАО «Тран­синжстрой» от 19.03.2009 г. №266501-7/47 и сообщает.

С введением в действие с 09 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. №15/1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Феде­рации «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной документа­ции» (СП 81-01-94), согласно пункту 13.6.6 которого в сметную документацию необходимо было вклю­чать возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооруже­ний, утратил силу.

При определении размера средств на строительство временных зданий и сооружений следует руководствоваться Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Рос­сийской Федерации (МДС 81-35.2004) и Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001).

Положения, приведенные в этих нормативно-методических документах обязательны для всех предприятий независимо от принадлежности и форм собственно­сти, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюдже­та всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с п. 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на терри­тории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и со­оружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здании и сооружения произво­дятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с дого­ворными условиями.

Согласно пункту 3.3 Сборника сметных норм затрат на строительство времен­ных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства. Методикой по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81.35-2004) вопросы, связанные с возвратными суммами от реализации материа­лов, деталей оборудования получаемыми от разборки временных зданий и сооружений, не оговоре­ны.

В пункте 3.5 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооруже­ний (ГСН 81-05-01-2001) указано, что «возвратные суммы от реализации материалов, деталей, обо­рудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяется расчетами, учитывающими реали­зацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования)».

При этом фиксированный размер возврат­ных сумм от разборки временных зданий и сооружений не предусмотрен. Следовательно, размер сумм от реализации материалов, деталей, оборудования, производственно-хозяйственного инвента­ря, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, должен определяться расчетом.

Учитывая изложенное, Центр не может согласиться с действиями заказчика по необоснован­ному удержанию стоимости возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений и предлагает обжаловать их в установленном действующим законодательством порядке.

Директор Центра     С.А. Варзарь  

Источник:  Журнал №3, 2009 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~YGRML
Оцените