В связи с принятием закона об увеличении с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость с 18% до 20 %, как будет происходить оплата выполненных работ по ранее заключенным договорам?
Объект строится за счет бюджетных средств.
Ответ
В качестве ответа приводим письмо Минфина РФ от 28.08.2018 № 24-03-07/61247:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Министерства финансов Российской Федерации
от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247
по вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость
Минфин России в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № ЗОЗ-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №
Законом № ЗОЗ-ФЗ предусмотрено в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 до 20 процентов.
При этом Законом № ЗОЗ-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов.
Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.
При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.
Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.
Отмечаем также, что в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным
Учитывая изложенное, в случае если исполнитель (подрядчик, поставщик) оказал услуги (выполнил работу, поставил товар), предусмотренные контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку
за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.
Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС.
Так, пунктами 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 (далее - постановление № 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Так, постановлением № 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:
10 млрд, рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации;
1млрд, рублей - для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
500 млн. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.
Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.
А.М.ЛАВРОВ
От редакции.
1.В приведенном письме Минфина ничего не сказано про авансовые платежи.
В 2019 году ставка НДС будет исчисляться расчетным методом и в связи с увеличением ставки НДС уменьшится стоимость выполненных работ:
Заказчик будет восстанавливать НДС с аванса по ставке 18/118, а принимать к вычету НДС по ставке 20 %. Подрядчик будет принимать к вычету НДС с аванса по ставке 18 %, а платить с выполнения по ставке 20 %.
Таким образом, при выполнении и подписании акта сдачи-приемки работ, Подрядчик сможет взять в зачет НДС с суммы полученного аванса только по ставке 18 %.
При поэтапной (ежемесячной, ежеквартальной) сдаче работ по окончании каждого этапа Подрядчик передает акт о выполненном этапе, и на его основании направляет к вычету часть НДС с аванса только по ставке 18 %. Если до 1 января 2019 года налогоплательщиком (подрядчиком) будет получен аванс (предоплата) в счет будущих выполняемых работ в 2019 году, то исчисление НДС с указанной суммы аванса будет осуществляться по налоговой ставке 18 %. При последующем выполнении работ, с 1 января 2019 года, исчисление НДС будет осуществляться уже по налоговой ставке 20%.
2. Во внебюджетной сфере рекомендуется провести анализ условий заключенных и заключаемых договоров (контрактов) на предмет формулировок стоимости и НДС. Если Заказчик согласится на подписание дополнительного соглашения к договору, предусматривающего корректировку первоначальной цены договора на сумму увеличения НДС, то необходимо согласовать увеличение общей стоимости, в том числе НДС - 20 процентов, и сроки оплаты. В таком случае окончательная стоимость работ, принимаемых Заказчиком в 2019 году, и подлежащая оплате, увеличится.
С другой стороны Заказчик может указать на то, что стоимость работ по контракту включает НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ. В таком случае итоговая стоимость работ для Заказчиков в 2019 году не изменится, а бремя повышения ставки НДС ляжет на Подрядчика.
Рекомендуем при заключении до 1 января 2019 года долгосрочных договоров (контрактов) при определении стоимости работ не указывать конкретную ставку налога, а сделать отсылку на п. 3 ст. 164 НК РФ.