Справедливо ли замечание проверяющих

Справедливо ли замечание проверяющих

Проектным решением для устройства свайных фундаментов в вечномерзлых грунтах было предусмотрено погружение свай 400x400 мм в пробуренные скважины, диаметр которых превышает размер наибольшего поперечного сечения сваи, с заполнением свободного пространства цементнопесчаным раствором. Для исключения рисков заполнения скважины грунтовыми талыми водами и снижения качества цементно-песчаного раствора проектом предусмотрено применение обсадных труб. Для свободного погружения сваи в скважину с обсадной трубой диаметр обсадной трубы должен выбираться большим, чем сечение сваи. По указанным причинам диаметр скважины для устройства свай с применением обсадных труб должен быть не менее 700 мм. Для устройства скважины проектом было предусмотрено шнековое бурение. Стоимость работ определялась по сметно-нормативной базе 2014 года и, в частности, по расценкам ФЕР 04-01-037-04 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 10 м в грунтах группы: 4» и ФЕР 04-01-038-04 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 20 м в грунтах группы: 4».

Расценками ФЕР 04-01-037-04 и ФЕР 04-01-038-04 предусмотрено бурение шнеком диаметром 135 мм. Учитывая, что по проекту необходимо было пробурить скважины диаметром не менее 700 мм, проектная организация при составлении сметной документации произвела замену шнека диаметром 135 мм с кодом 109-0148 (предусмотренного расценками ФЕР 04-01-037-04 и ФЕР 04-01-038-04) на шнек SB диаметром 880 мм с кодом 109-0091 без изменения расхода шнека.

Проект прошел экспертизу. После проведения торгов с победителем был заключен договор. В расчетах за выполненные работы стоимость работ определялась аналогично проектной смете, прошедшей экспертизу. После завершения строительства проводилась проверка и проверяющая организация сделала замечание о том, что замена шнека диаметром 135 мм на шнек диаметром 880 мм была произведена некорректно, а именно, сохранилась норма расхода шнеков. В качестве обоснования своего замечания проверяющие сделали ссылку на то, что в расценках табл. 05-01-074 расход шнеков получается меньше (в пересчете на 100 м скважины, как в единице измерения расценок табл. 04-01-037 и 04-01-038). В результате проверяющие сделали вывод о существенном увеличении стоимости работ, финансируемых из бюджетных средств.

Справедливо ли замечание проверяющих?

Ответ

Прямых расценок на шнековое бурение скважин диаметром более 700 мм в грунтах 4 группы в Сборнике № 4 «Скважины» нет. При бюджетном финансировании следует использовать только те расценки, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов. Если для устройства скважины предусмотрено шнековое бурение, то для определения стоимости работ по сметно-нормативной базе 2014 года сметчики будут использовать «применительно» расценки ФЕР 04-01-037-04 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 10 м в грунтах группы: 4» и ФЕР 04-01-038-04 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 20 м в грунтах группы: 4». Применить иные расценки, например расценки табл. 04-01-040, 41, 42, 43 «Шнековое бурение станками типа СО-2 глубиной бурения до 6 м, до 12 м, до 18 м, до 24 м» не представляется возможным, так как указанные расценки предназначены для определения стоимости работ в грунтах 1, 2 и 3 групп, а таблиц расценок с нужной группой грунтов и нужным диаметром в сметно-нормативной базе нет. Расценками ФЕР 04-01-037-04 и ФЕР 04-01-038-04 предусмотрено бурение шнеком диаметром 135 мм. Расход шнеков по нормам табл. 04-01-037 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 10 м» и 04-01-038 «Шнековое бурение станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 20 м» зависит от группы грунтов и глубины бурения, и не зависит от диаметра скважины. Учитывая, что по проекту необходимо было пробурить скважины диаметром не менее 700 мм, проектная организация, при составлении сметной документации, правомерно произвела замену шнека диаметром 135 мм с кодом 109-0148 (предусмотренного расценками ФЕР 04-01-037-04 и ФЕР 04-01-038-04) на шнек SB диаметром 880 мм с кодом 109-0091 без изменения расхода шнека.

Сравнение проверяющими расхода шнеков диаметром 135 мм, предусмотренного расценками ФБР 04-01-037-04 и ФБР 04-01-038-04, с расходом шнеков, предусмотренных нормами табл. 05-01-074 «Устройство железобетонных буронабивных свай диаметром 800 мм глубиной до 30 м агрегатами типа «Bauer BG-25», «Junttan PM 26» является некорректным сравнением, так как данные Сборника 5 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов» не могут применяться к нормам (расценкам) Сборника 4 «Скважины». Кроме того, табл. 05-01-074 существовала в сметно-нормативной базе 2001 года, но, согласно приказу Минрегиона России от 17.11.2008 № 253, табл. 05-01-074 не включена в состав норм и расценок Сборника 5 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов». В составе норм и расценок сметно-нормативной базы в редакции 2014 года указанная таблица также отсутствует.

Исходя из вышеизложенного, считаем действия проектной организации и экспертизы при составлении и проверке сметной документации, а также действия Заказчика и Подрядчика при расчетах за выполненные работы по замене ресурса «Шнек диаметром 135 мм» с кодом 109-0148 на «Шнек SB диаметром 880 мм» с кодом 109-0091 без изменения расхода шнека правомерными, так как они соответствуют сметно-нормативной базе 2014 года.

Вместе с тем, необходимо признать, что сметно-нормативная база 2001 года и последующих редакций, в т.ч. в редакции 2014 года, в своей основе содержит технические решения 30-40 летней давности и требует постоянного обновления. Например, согласно техническим характеристикам, станки типа ЛБУ, устанавливаемые на автомобильном шасси типа КАМАЗ, Урал или ЗИЛ, могут пробурить скважину максимальным диаметром до 500 мм. Расценок, соответствующих современным технологиям шнекового бурения скважин больших диаметров, в сметно-нормативной базе 2014 года нет. Качественно изменились применяемые для бурения скважин шнеки, они стали выпускаться из металла повышенной прочности и их расход стал ниже по сравнению со шнеками, учтенными существующей сметно-нормативной базой.

Таким образом, пользователи сметно-нормативной базы не могут отразить в смете те современные технические и технологические изменения, которые произошли за последние годы в практике строительного дела, но не нашли должного отражения в сметно-нормативной базе. По этой причине, при составлении смет и при расчетах за выполненные работы сметчики вынуждены использовать «применительно» существующие расценки. Полномочия на внесение необходимых дополнений и изменений в существующую сметно-нормативную базу закреплены за Минстроем России.

Источник:  Консультации и разъяснения №3 2019 (95)
Короткая ссылка: https://smetnoedelo.ru/~AGagI
VkOkYaMm
3.3
1